Екатерина Мечетина: лениться — это нормально

Нужно ли ребенка заставлять заниматься музыкой из-под палки?

В каком возрасте «ленивый» период  у ребенка сменится жаждой заниматься?

Что делать с дополнительным образованием? И можно ли музыку считать допом?

Сертификаты ПФДО – это правильно?

Обо всем этом рассказывает Екатерина Мечетина, интереснейший  человек,  президент и художественный руководитель Молодежного фестиваля искусств «Зеленый шум», заслуженная артистка России,  виртуозная пианистка мирового уровня.  Свои вопросы наш журнал передал Екатерине Мечетиной через портал СИА-ПРЕСС, так что, если вас интересуют и другие темы, затронутые в интервью с ней, смотрите полную версию эфира у наших коллег.  Мы же традиционно интересуемся вопросами образования и воспитания. Так что наш материал на сайте журнала посвящен исключительно им.

— Если ребенка приходится загонять к инструменту «палкой»,  стоит ли ему продолжать заниматься музыкой? Педагоги хвалят, говорят, что способности есть, но лень…

— Я не открою большую тайну, но дети больше всего на свете любят развлекаться и лениться. Профессиональные дети – не исключение. Меня загоняли палкой. Но в какой-то момент плюсы и минусы уравновешивались, потому что выход на сцену – это большая радость, по крайней мере,  для меня это было так. Я понимала, что, да, дома меня заставляют заниматься (это был возраст 10-11 лет). Никто   не любит учиться!  У кого-то есть исключительно любимые занятия, скажем, математика или английский язык, а остальное? С музыкой так же. Тяжело в учении, но легко и приятно на сцене. Поэтому идти на поводу у того, что « ой, ребенку лень», не нужно. Всем лень! Это механизм защиты от перегрузок.

Зато потом маленькие ленивцы, преодолев первый период подросткового возраста, становятся настоящими фанатами, и их часто от инструмента  не оттащить. Это все возрастная психология.  Когда у человека развиваются когнитивные способности,  он начинает видеть результаты своей работы и связывать его  с тем самым трудом, который он вложил.  Эти люди преображаются в 13-15 лет и фанатично начинают заниматься любимым делом. Для того чтобы распознать, что заложено в ребенке, и существуют педагоги. Если у ребенка объективно нет способностей, да, его можно вести по самой простой программе, но если он нацеливается на профессию, то его нужно вести по образцам высокого искусства.

Вы замечали, что подростки, которые учатся музыке, обвешиваются  музыкальной символикой – у них шарфики с клавиатурой, брошечки со скрипичными ключиками, украшения в виде своих инструментов? Разве стали бы дети так делать, если бы они ненавидели музыку и их из-под палки загоняли в обучение? Важно самосознание – я музыкант, я – виолончелист, я — будущий солист. Это же повод для гордости!

dig

Совет детям: не бойтесь трудностей в работе, потому что всё серьезное в этой жизни происходит через них. Не надо доверять словам людей, которые, красуясь, говорят: «Мне все так легко давалось…» Это неправда.  Так же как утверждение о том, что нет волнения при выходе на сцену. Это тоже лукавство. Все проходят трудности. Мы стараемся поддержать молодых исполнителей, потому что знаем, как это нелегко. Я вижу свою задачу и в том, чтобы поддержать ребят морально. Вот устроила им вчера публика овацию (от ред. Речь идет о выступлении юных музыкантов на «Зеленом шуме» 9 апреля). Запомните это ощущение, когда вы на сцене, и публика встает после вашего выступления! Это таблетка счастья, которую можно положить в карман, в шкатулочку своих воспоминаний, и она будет помогать в самый трудный момент.

А тем, кто занимается музыкой для себя, я могу сказать, что если вы полюбите музыку, она никогда вам не изменит, не предаст,  она будет с вами и в горе, и в радости. Потому что музыка безгранична, так же как и мир человеческих эмоций. Прекрасно иметь такого друга, как музыка!

— Как вы оцениваете состояние дополнительного образования в стране и в Сургуте в частности (после встречи с нашими педагогами в рамках круглого стола)? Какие проблемы в этой сфере вы бы назвали самыми острыми?

— Я была участником и, в некотором смысле, инициатором этого круглого стола. Дело в том, что в стране сейчас идет масштабная дискуссия по многим вопросам дополнительного образования, даже ставится вопрос – стоит ли его называть дополнительным, в то время как оно очень часто и в большом масштабе  является предпрофессиональным. Это должна быть отдельная образовательная ветвь. Сами слова «дополнительное образование» говорят, что это что-то необязательное, дополняющее, в то время как все традиции нашей страны указывают на то, что это образование должно быть направлено не только на воспитание будущих профессионалов, на само воспроизводство системы, но также и на воспитание просто интеллигентных людей. Людей, которые с искусством на «ты», для которых это существенная часть жизни.

Это наш человеческий капитал, это вопрос его качества, того, насколько люди в нашем обществе будут творческими,  или же они будут просто обучены по своей узкой специализации, потому что сейчас время узких специалистов, нравится нам это или нет. Или все-таки их взгляд на мир будет несколько шире.

Мне кажется, в самых продвинутых странах уже найден ответ на этот вопрос. У нас есть пример нашего восточного соседа – огромного Китая. Им давно ясно, что человек, обладающий  помимо хорошего общего базового образования еще и творческими способностями, даже в будущей своей специальности гораздо более продвинут и востребован. Могу процитировать нашего крупного культурного деятеля Михаила Ефимовича Швыдкого, который сказал: «Физик, умеющий играть на флейте, это более талантливый физик, чем тот, который на флейте играть не умеет». Подпишусь под этими словами полностью.

Я считаю, что художественному и музыкальному образованию у нас в обществе сейчас придается недостаточно внимания. Есть мнение, что бедные дети и так перегружены в школе, их нужно научить трем аккордам на гитаре – и  с них достаточно. Это профанирование и путь в никуда с точки зрения образования общества, его более глубокого взгляда на жизнь в целом. Эти проблемы должны обсуждаться.

На круглом столе в Сургуте мы говорили еще об одном важном вопросе – ХМАО является пилотным регионом по внедрению персонализированной системы финансирования  дополнительного образования. В Думе на днях состоялся абсолютно  предметный круглый стол на эту тему, так вот систему персональных сертификатов никто не одобряет и, наверное, она будет признана не самой удачной идеей.

В публикации использованы фото с сайта Сургутской филармонии

Напишите комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *