Не нравится? Не ешь?

Предчувствую, что за это текст меня закидают гнилыми помидорами.

Но прошу вас воздержаться, потому что томаты – продукт ценный и полезный. Зачем переводить его на ерунду?

Речь пойдет о еде, о школьном питании. Признаться, я в душе даже порадовалась, когда узнала, что округ больше не будет частично оплачивать школьные обеды. Почему? Да потому что словосочетание «школьная столовая» у меня ассоциируется с огромными контейнерами, полными выброшенных продуктов. И это не только горховое пюре, это мясные котлеты, рыба, овощи, ведра со слитыми в них морсами и компотами. Это гастрономический апокалипсис какой-то!

Во мне, вероятно, говорит советское воспитание, но разве это плохо? Бабушкину фраза «каждую крошку в ладошку» я помню до сих пор и стараюсь рационально относиться к продуктам не потому что они дорого обходятся семейному бюджету, а потому что это чей-то труд, это потраченные ресурсы, и человеческие, и природные. Это ценность, которая у меня есть, а у кого-то нет.

Да-да, нам на уроках рассказывали про голодающих детей Африки. Сейчас принято над этим глумиться, но согласно бюллетеню ООН  о мировом голоде, сегодня в мире голодает 795 миллионов человек…Отдельно можно обсуждать истощение почв и вырубку лесов под сельхозугодья и прочие нюансы продовольственного кризиса, но я не совсем об этом.

Построив систему питания, при которой ребенок регулярно выбрасывает еду, мы даем ему неверные установки: вместо того чтобы внушать ему уважение ко вкушаемой пище и труду людей, провоцируем бездумное, бессмысленное  ее уничтожение. Воспитываем пофигизм и потребительскую надменность.

Можно подвести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить. Можно оплатить школьные обеды, но нельзя заставить школьников  есть. Культура питания – сложная штука, и самое простое – это осудить детей и их родителей за ее отсутствие. «Приучили к чипсам, а теперь жалуетесь» — как-то так обычно звучит посыл со стороны лиц, ответственных за питание школьников.  Справедливо? И да, и нет. В семьях и в самом деле далеко не всегда питаются по книжке «О вкусной и здоровой пище», многие дети не понимают вреда фастфудовских перекусов и, почувствовав голод, идут не в столовую, а грызут кириешки. Это так. Но и столовское меню зачастую грешит непривлекательностью. Пища сбалансированая, правильная, но что толку, если она изо дня в день оказывается  не в желудке, а в мусорном ведре?

Компромисс всегда есть, но он требует изобретательности и вдумчивых решений со стороны администраций всех уровней. Новосибирские депутаты предлагают вводить технологию шведского стола, где не обязательно будет много блюд, пусть то же первое, второе и компот, но ребенок выберет то, что любит. А блюдо, которое ему не по душе, просто не станет брать.

В Екатеринбурге родители отстаивают право детей приносить в школу свои боксы с домашней едой. Школы сопротивляются, мол, не положено, а вдруг отравится? Это все, конечно, преувеличение. Вряд ли мамы будут собственным детям давать скоропортящиеся или несвежие продукты, но они точно дадут то, что ребенок съест. Почему бы не позволить детям, которые ни в какую не едят столовскую пищу, есть то, что приготовила мама?

Есть школьные онлайн-сервисы, где родитель на сайте делает предзаказ,  выбирает блюда для ребенка и  оплачивает их там же.  В итоге все довольны – дети накормлены, родители знают, за что платят. Там же ученик и его родители отмечают, есть ли у ребенка аллергия на продукты, вегетарианец ли он, есть ли ограничения в питании, связанные с религией. Ведь удобно и логично?

В общем,  если с тем же усердием, с каким сейчас пропагандируется «индивидуальный подход» в образовании, подойти к индивидуализации в сфере питания, можно изменить многое. Тогда дети не только будут правильно накормлены, но и перестанут получать ежедневный урок наплевательского отношения к выбрасываемой пище. Пусть государство оплачивает питание  только льготникам, тем, кому трудно самостоятельно платить за еду, все остальные должны взять на себя обязательства по оплате обедов собственных детей, получив при этом право выбора меню, а также удобные сервисы для регулирования вопросов питания ребенка и оплаты.

А пока предлагаю размещать в столовых плакаты вроде этого:

Фото из журнала National Geographic
«Бангладеш. Женщина подметает убранное рисовое поле, собирая оставшиеся рисинки, чтобы накормить свою семью»

Напишите комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *