Поиграй-ка ты сам!

Сегодня мы поговорим о важности развития у детей самостоятельных навыков в игре.

Игра доставляет ребенку много удовольствия и радости. Но игра — это не только забава, она имеет большое значение для физического и умственного развития ребенка. Играя, он много двигается, разговаривает, действуя с различными предметами, знакомится с их свойствами. В игре развиваются его память, внимание, воображение, формируются характер и нормы поведения. Организуя игровую деятельность ребенка, не следует руководствоваться пословицей: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало».

Уже на третьем году жизни малыш может сам найти себе занятие и продолжительное время быть увлечен игрой. Но умение ребенка самостоятельно играть, заниматься следует всячески инициировать. Делать это нужно не только для того, чтобы взрослый в это время мог заниматься своими делами, но главным образом потому, что самостоятельная игра полезна для развития ребенка. Она развивает инициативу, умение преодолевать затруднения, настойчивость в достижении цели и другие важные качества личности.

Достаточно часто приходится наблюдать, что ребенок совсем не умеет играть один, он оживлен, деятелен только тогда, когда с ним занят кто-нибудь из взрослых. Это результат ошибки в воспитании детской самостоятельности в раннем возрасте. Как правило, родителями применяются две прямо противоположные тактики: гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий. В первом случае у него развивается инфантилизм, во втором — синдром беспомощности.

Инфантилизм возникает в ответ на активное подавление взрослым инициатив ребенка. Причины разные: страх за него, желание уберечь от неминуемого поражения или презрительное отношение к его “глупым” затеям. Итог один — отмирание инициативности как первого звена в формировании самостоятельности. Конечно, предметная самостоятельность не исчезает полностью, а переносится ребенком в другую сферу активности, например, в общение с взрослым, и начинает проявлять себя в неспецифической форме: ребенок “мается”, не знает, чем себя занять. То, что он хочет делать, ему не позволяют, а то, что разрешают, ему не нравится. Тогда он переносит свои проблемы на маму: капризничает, нарушает запреты, выводит ее из себя, тем самым, реализует свою потребность в независимости. Если позволить этим чертам закрепиться, к школе получится вполне сложившийся невротик, который без мамы не может учиться и общаться с ровесниками.

Синдром беспомощности — это еще более глубокая задержка в развитии самостоятельности. У малышей нет даже того первого компонента самостоятельности, который все-таки присутствует у инфантильных детей — инициативы предметных действий. Этим детям все равно, чем играть, они могут долго заниматься одним и тем же делом, они редко меняют игровые предметы и абсолютно нелюбознательны.

Что же нужно делать для того, чтобы ребенок умел интересно, разнообразно, с пользой для своего развития самостоятельно играть?

Не ждите, что однажды придет день, когда малыш станет развлекать себя сам, начните последовательно воспитывать этот навык.

Отлично развивают самостоятельность игры, которые позволяют почувствовать себя хозяином своего собственного пространства. Например, игры, которые предполагают строительство домиков, ходов и норок из составленных стульев, покрывал, подушек и т. п. Помогите малышу сделать на основе игрового домика рыцарскую крепость, логово пиратов, замок и т.д. Подумайте, в какие еще игры крохе будет интересно играть одному? Например, научите делать «секретики» и прятать их в укромных уголках комнаты, чтобы позже с хохотом наблюдать, как мама пытается найти «сокровища».

Только не пытайтесь занять ребенка, просто вручив ему новую игрушку. Даже самый дорогой подарок может оставить малыша равнодушным, если вы не увлекли его игрой, не продемонстрировали ее возможности. Ребенок не должен чувствовать, что вы торопитесь его занять игрой, чтобы поскорее от него «отделаться», иначе он будет капризничать еще больше. Не оставляйте его играть в одиночестве надолго. Предоставляя возможность ребенку играть самостоятельно, надо помнить, что он еще очень нуждается в общении со взрослым, в его помощи и указаниях. Не забывайте проявлять интерес к игре ребенка, время от времени обращайтесь к нему: «Ну-ка, покажи, что ты сделал?», «А куда же ты едешь?» и т. п.

Особенно важно поддержать стремление ребенка посвятить взрослого в свою игру. Надо не только одобрить или похвалить малыша, но и задать вопрос, который бы заставил его усложнить игру, сделать ее более длительной, интересной.

Время от времени взрослому необходимо принимать участие в игре ребенка, чтобы поддержать интерес к ней, помочь в случае возникшего у него затруднения. Научить более правильному использованию новой или сложной игрушки (например, как складывать разрезные картинки, заводить машину и т.д.), научить его бережному обращению с игрушкой, подсказать, как еще можно использовать ее в игре. Напомнить, что прежде, чем отправиться в поездку на автомобиле его нужно заправить бензином, прежде чем приступить к строительству, необходимо доставить строительные материалы, а для этого проложить дорогу и т.д. Но все это нужно делать, отнюдь не навязывая малышу содержания игры, стараясь лишь немного ее усложнить, внести разнообразие в игру ребенка. Задача взрослого — развивать умение ребенка довести начатое дело до конца, настойчиво преодолевать небольшие затруднения. В тоже время необходимо помнить, что в игре нельзя чрезмерно опекать ребенка, давать ему постоянные указания, например: «Нельзя так, сделай вот так», «Ты не умеешь, давай я тебе сделаю» и т. п.

Избегайте ситуаций:

  • В сердцах выбегать из комнаты, когда кроха капризничает, ему может показаться, что вы оставили его в опасности, а это прямой путь к тревожности и «цеплянию за юбку».

  • Наказывать одиночеством. Это лучший способ воспитать невротика.

  • Пытаться ускользнуть от ребенка «незаметно» в разгар игры. У ребенка может создастся ощущение, что Вас опасно оставлять «без присмотра».

  • Отказывать малышу в своем обществе категорически, с формулировками: «Сейчас не до тебя!», «Не видишь – я занята» и т. п.

Для того, чтобы воспитать в ребенке самостоятельность и не только в игре, поручайте ему маленькие задания, с которыми он может справиться без вас. Главное, чтобы малыш выполнял это сам и чувствовал свою значимость. Не торопите ребенка, не давите на него, пусть он сделает все сам. Похвалите его за выполненное дело. Предложите ребенку интересную совместную игру. Постепенно передайте ему инициативу. Похвалите ребенка за то, как он отлично умеет играть сам. Проявляйте терпение и настойчивость в обучении ребенка самостоятельной игре. Помните, умение быть себе интересным, не скучать в одиночестве приходит далеко не сразу и не ко всем. Но именно с самостоятельных игр начинается познание самого себя. “Не делайте за ребенка ТО, что он МОЖЕТ СДЕЛАТЬ САМ!” Пусть это будет вашим девизом!

Мы готовы ответить на возникшие вопросы и будем рады личной встрече в Центре развития познавательных способностей Дзетовецкой.

Светлана Дзетовецкая,

кандидат психологических наук,

руководитель Центра Дзетовецкой

 

Напишите комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *