Пятидневка. Счастье для всех?

И как у Стругацких, пусть никто не уйдет обиженным. Утопическая идея о том, что пятидневная учебная неделя – это абсолютное благо, необходимое каждому ребенку, засела в наших умах так плотно, что мы уже и не подвергаем ее критическому анализу.

Российское информагентство URA.RU подняло новую волну обсуждения вопроса о пятидневке. Оно сообщает, что школы ХМАО начали переводить на пятидневную учебную неделю, ссылаясь на  источники в окружном департаменте образования, а также муниципальных структурах. Мэр Сургута Вадим Шувалов в соцсети и в интервью СИА-ПРЕСС высказался в поддержку пятидневки, что в свою очередь вызвало активное цитирование и новые надежды родителей. Но, во-первых, посреди учебного года введение таких изменений маловероятно, во-вторых, в массовый переход на пятидневку сургутских школ просто невозможно поверить по ряду причин, которые уже сто раз были обсуждены департаментом образования с родительским сообществом, в числе которых и двухсменный режим учебы, и перегруженность школ, и перенасыщенность учебных программ, и актировки с карантинами.

Хочу ли я пятидневку? Конечно. Но не для всех. Для начальной школы – однозначно да. Для среднего звена – уже вопрос. Наверное, до 8 класса тоже да, но потом в свете зубодробительных аббревиатур ОГЭ и ЕГЭ – избирательно. Для тех, кто планирует получать высшее образование, связывать свою жизнь с наукой – шестидневка. Для детей, нацеленных на среднеспециальное – пятидневка. Я понимаю, что программа одна для всех, ну так может как раз это и нужно в первую очередь поменять?

Мы морим всех поголовно сдачей итоговых срезов, натаскиваем детей на экзамены, буквально вычеркивая из их жизни время, которое могло бы быть потрачено с большей пользой. Уравниловка – и для будущего спортсмена, и для инженера, и для маляра, и для ученого. Но если молодой  человек планирует связать свою жизнь со спортом, военной службой, музыкой, живописью, да мало ли с чем – ему нужно время для физических нагрузок, творчества, работы с инструментом и т.д. Ему позарез нужны свободные субботы, чтобы развиваться в выбраном направлении. А если ты будущий физик, филолог, химик, ясно, что освоение наук – твоя основная задача, учись 6 дней в неделю. Сегодняшняя школа для того и существует, чтобы давать базовые академические знания.

Если подходить к ученической массе обезличенно, тогда да – всем пятидневку и пусть каждый выруливает сам. Хочешь высокие баллы – нанимай репетиторов, занимайся онлайн, зубри в субботу и воскресенье. А не хочешь – живи в свое удовольствие, здоровее будешь. Здоровые оптимистичные асфальтоукладчики тоже очень нужны нашему обществу, и это не ирония.

Есть и третий вариант – развивайся в свободное время  в выбранной тобой области. Может перед нами гениальный ландшафтный дизайнер и поэтому ему необходимо все выходные помогать бабушке на даче. А может это потенциально отличный повар и ему жизненно необходимо по субботам кормить семью завтраками. Право выбора должно оставаться за ребёнком и его родителями.

Современная школа словно видит своей целью  плотно нафаршировать ученические головы разными полезными начинками, невзирая на то, что далеко не в каждой голове есть достаточно места. Почему-то сейчас принято считать, что каждый должен быть отличником, ну на худой конец хорошистом, и чтоб по всем предметам без исключения. Естественно, при такой постановке задачи и семидневной учебной недели покажется мало. Пересмотр учебных программ необходим, также как и подход к оценкам, к подведению итогов обучения. Создав систему тестирования и других форм контроля, при которых учитель не имеет возможности варьировать оценку, учесть личные склонности ребенка, мы унтчтожили и индивидуальный подход к ученикам.

Мне, например, всегда давались непросто математика, физика, да вообще точные дисциплины. Но, к счастью, в мое  время не было ВПР и ОГЭ, поэтому, педагоги, зная, что я прилежная ученица, вполне успешная в гуманитарных дисциплинах, ставили мне притянутые за уши четверки по физике, не ожидая большего (хотя, положа руку на сердце, там шел явный трояк). Ну, девочка – гуманитарий, что уж тут поделаешь…

Но при чем тут пятидневка? При том, что нельзя видеть в учениках однородную массу. Индивидуализация образования предполагает как раз возможность выбирать – и сколько дней учиться, и чему учиться усиленно, а чему – в ознакомительной форме. Школы должны быть разными – с уклоном в науку, спорт, трудовые дисциплины, культуру, с пятидневной и шестиднвной учебной неделей и т. д.

Сейчас же мы наоборот наблюдаем тенденцию уравнивания, обезличивания лицеев и гимназий, попытки всех привести к единому знаменателю. Слова о том, что у нас каждое учебное заведение само выбирает режим обучения – это только слова. Какая обычная средняя школа решится на такой смелый шаг? Все боятся рейтингов и отчётности перед вышестоящими инстанциями. Введешь пятидневку – упадет общая успеваемость, и где мы окажемся? В хвосте списка школ? Как-то так думает каждый школьный директор. Пока мы измеряем успешность детей в баллах и рейтингах – все так и останется – учеба в режиме бессмысленной уравниловки.

Или еще вариант – для учеников до 8 класса субботы свободного выбора. Если бы школы дали возможность выбирать детям и родителям индивидуальные планы обучения по субботам, выиграли бы все. Умникам и отстающим допзанятия по основным предметам: надо тебе усилить математику – приходи в субботу к математику. Хочешь творчества – поспи и приходи к 10 утра на кружок по бисероплетнию, а если у вас с родителями планы – не ходи в школу в эту субботу.

Разве не свободы выбора хотят все родители? Неправда, что мы делимся на адептов ничегонеделанья, которые хотят пятидневку, и фанатов учебы, которые за шестидневку. Все мы хотим иметь возможность ВЫБИРАТЬ. И только-то.

Полагаю, что в вопросе пятидневки ключевой момент для всех родителей – это вопрос здоровья детей. Свободная суббота дает возможность действовать по ситуации – при плохом самочувствии выспаться и отлежаться;при наличии энергии, плещущей через край – пойти в школу и позаниматься чем-то по душе. Ведь многие дети, так протестующие против школы, счастливы были бы прийти в нее не на учебу, но на спортивные занятия или в творческую мастерскую. А счастливый ребенок – здоровый ребенок, психосоматику еще никто не отменял. Когда мы  днем с огнем не можем найти абсолютно здоровых школьников, что уже очень давно всерьез беспокоит педиатров, когда у детей случаются инсульты, нервные срывы, регулярные осложнения хронических заболеваний, когда мы имеем противоестествееное число детей-диабетиков и гипертоников, нужно менять приоритеты. Если образовательная система ослабит хватку, перестанет гнаться за поголовной суперобученностью любой ценой, опять же все только выиграют. Лично я вижу больше здравого смысла в  том, чтобы вырастить здорового оптимистичного троечника, вполне трудоспособного и полезного обществу, чем армию больных умников, к 30 годам уже ни на что не годных по состоянию здоровья.

В общем, одинакового счастья для всех не получится, и вопрос пятидневки, решенный однобоко в ту или иную сторону ситуацию в образовании не улучшит. Индивидуализация учебных планов  и предоставление права выбора родителям – это хорошая, но чрезвычайно трудоемкая схема.

Светлана Сергеева

Напишите комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *