test

Grid

Коляда, Коляда – открывай ворота

Один из значимых праздников на Руси – Рождество Христово. Пожалуй, нет другого праздника, который отличался бы таким богатством обычаев, обрядов, примет. Святки совпадают с Новым годом – с новогодней ёлкой, переодеваниями, сказочными превращениями, всеобщим весельем, шумными гуляниями, весёлыми колядками.

Мы провели веселое мероприятие, посвященное святкам, дети нашей группы выучили и пели колядки, плясали, переодевались и веселились.  Такие праздники знакомят детей со старинными русскими традициями, помогают развитию чувства коллективизма, исторической памяти.

Валерия Аланкина, воспитатель, Яна Гурина, учитель музыки детского сада № 24 «Космос»

 Прощание с ёлкой

Новый год – самый лучший праздник для детей. Новогодняя, ярко украшенная ёлка, подарки, дед Мороз, Снегурочка и сказочные герои. Много радости, волшебства и сюрпризов преподнесли они ребятишкам. Но заканчивается праздник, начинаются будни, и приходит время прощаться с нашей красавицей ёлочкой, которая была главным украшением нашего детского сада.

На протяжении трех лет в нашем детском саду существует красивая традиция. Как логическое завершение новогодних праздников, в канун Старого Нового года во всех группах детского сада проводится праздник «Прощание с ёлочкой».

Учителя музыки Мария Щелконогова и Алла Волошина вместе с воспитателями сделали этот праздник веселым шумным и увлекательным. Все дети, от самых маленьких до старших, и, конечно, воспитанники нашей старшей группы «Фантазеры» имели возможность еще раз встретиться с елочкой–красавицей. Ребята пели, танцевали, играли в любимые игры, читали стихи и играли на музыкальных инструментах

А напоследок наши дети рассказали зеленой красавице свои пожелания, спели для нее хороводную песню и попрощались до новых встреч. Ведь ровно через год снова наступят веселые новогодние праздники. Снова в гости придут Дедушка Мороз со Снегурочкой, а ёлочка, которая засияет, засверкает своим волшебным новогодним нарядом.

Зимфира Ахметзянова, Наида Танеева, воспитатели детского сада № 45 «Волчок»

Спасибо всем!

11 января считается самым вежливым днём в году, потому что это Международный день «СПАСИБО». Цель этого события – напомнить жителям планеты о высокой ценности вежливости, хороших манер и умения благодарить окружающих за добрые поступки.

В нашей группе старшего дошкольного возраста «Почемучки» этот день так же не остался без внимания. Вместе с детьми мы познакомились с историей праздника, провели игровые упражнения «Кому я могу сказать спасибо», «За что мы говорим спасибо»», «Кто мне говорил спасибо», поразмышляли над проблемными ситуациями «Что надо сделать, чтобы услышать спасибо», поиграли в игру «Скажи спасибо».

И самая главная мысль, к которой мы подводили детей, что слова благодарности должны быть искренними и идти от сердца, потому что надо уметь быть благодарными и выражать это окружающим людям.

 

Алла Корда, Елена Лунгу, воспитатели детского сада № 45 «Волчок»

Книга желаний

Известно множество методик по материализации мыслей и притяжения желаемого.  Одна из них – записать свою мечту в настоящем времени в «Книгу желаний». В нашей группе «Дельта» появилась такая «волшебная» книга, в которую все взрослые с удовольствием написали свои желания.

Когда мы берем ручку и записываем желание на бумаге, мы, таким образом, ставим перед собой цель. При этом вряд ли кто-то просит что-то фантастическое, чаще всего человек оценивает свои возможности и записывает то, что считает вполне исполнимым.

Мы очень надеемся, что все, что записали родители наших воспитанников в «Книгу желаний» непременно сбудется! Почему бы нет?

Жанна Апаева, Алла Подзолкова, воспитатели, Елена Бовырина, учитель-логопед, детского сада №24 «Космос»

Ледовый коронавирус

“Суровое сибирское детство. Снежная степь, вдали олень и карусели, работающие в минус 29! Я ребёнка не пустила, ужас же – на железных качелях на железных цепях и с ветерком… У дочки бежали слезы от обиды и застывали прямо на морозе, звонко падая на обледеневший леденец…”

В этом году коронавирус, правительство округа и погода испытали сургутских родителей на прочность во время новогодних каникул. Я начала статью с цитаты одной мамы, которая описывает детскую площадку перед Газпромом, теперь хочу добавить высказывание другой: “Горки без выдумки, в некоторых местах с ямами. Ледовые фигуры некрасивые, не объемные, а плоские. Такое ощущение, что воды в формочки налили и заморозили. Есть маленькие карусельки. Бегает олень и катает детей. В добавок все скучно – никакой идеи. Нет ёлки, нет Деда Мороза. Есть хилый лабиринт, в котором не спрячешься. Изюминки нет. Блин, отменили все детские утренники, ну дак устройте детям праздники на улице, чтобы хотелось гулять. Для детей и подростков ничего. Где интересные катки с музыкой? Где фигуры, возле которых хотелось бы фоткаться. Какой-нибудь трон, ледовый коронавирус, бык в конце концов. Плюс – есть кафе с горячим чаем и глинтвейном”.

Конечно, родителям пришлось нелегко  – не было новогодних утренников, повести ребёнка было практически некуда.  Под предлогом заботы о здоровье были закрыты  Сургутский театр, филармония, Старый Сургут, театр “Петрушка” – все места, где малыши смогли бы отдохнуть культурно. Зато были переполнены кинотеатры, фут-корты и магазины, на которые, очевидно, угроза коронавируса не распространяется. И правда, непонятно, так ли были опасны муниципальные учреждения культуры, где можно было бы соблюдать дистанцию, либо сделали просто так, как удобнее. О детях, как всегда никто и не подумал. Ледовый коронавирус, а как же…

Людмила Андриенко

У природы нет плохой погоды

Педагоги нашего детского сада «Брусничка» организовывают и проводят познавательные занятия «У природы нет плохой погоды» с детьми среднего и старшего дошкольного возраста четырех-семи лет на нашей метеоплощадке. Это – площадка, на которой дети наблюдают за природными явлениями (например, состоянием растений, движением облаков и т.д.). При этом используются простые приборы, которые помогают определять погоду. У наших воспитанников развивается умение делать выводы, обобщать, наблюдать. Детская метеостанция выполнена компактно, что позволяет детишкам в доступной форме, самостоятельно или при помощи педагога вести наблюдение за изменением параметров погоды.

Родителям метеостанция тоже пришлась по душе, вечером перед уходом домой они вместе со своими детьми они с удовольствием наблюдают за температурой, влажностью воздуха и т.д.  Ребята с интересом рассказывают и показывают, как пользоваться тем или иным прибором. Мы очень рады что наша работа оказалась не напрасной, дошколята каждый день с удовольствием и интересом идут на метеоплощадку, чтобы снова с снова наблюдать за сезонными изменениями и явлениями в природе. Ведь быть настоящим синоптиком это так здорово!

Светлана Кагарманова, воспитатель группы старшего дошкольного возраста «Ромашка» детского сада №14 «Брусничка»

От табуретки к доске “Миро”

Что изменилось в российской школе за 10 лет?

 Мало кто об этом задумывается, но мы разменяли третий десяток XXI века. А это, согласитесь, кое-что значит! Журнал «Югорское детство» в этой связи решил подвести некоторые итоги и поразмышлять над тем, как изменилось российское образование за последнее десятилетие. А задуматься есть над чем.

  1. Появились рабочие тетради. По внешнему виду они напоминают учебники с мягкой обложкой, но внутри имеются выделенные области, которые необходимо заполнять от руки. В заданиях не нужно расписывать длинные предложения – достаточно только вписать нужное слово или цифру. Поэтому многие считают, что подобные тетради не развивают письменную речь и творческое мышление обучающихся. В этом есть доля правды, думаю, все хорошо в меру.
  2. Родители активно вовлечены в процесс обучения своих детей. С одной стороны, это неплохо. Родители в курсе жизни класса, учебных дел своего чада. Они помогают при подготовке презентации, доклада, поделки и пр. Но с другой – это значит, что программы усложнились, школа привлекает родителей как помощников, поскольку педагоги не в состоянии сами вместе с учениками выполнить все требования. Особенно ситуация усугубилась «на дистанте».
  3. Обучение по новым методикам. С 2014-го года в начальной школе внедряются новые учебно-методические комплексы, которые должны предоставить детям необходимый объем базовых знаний за полные четыре года (прежние комплексы признаны устаревшими). Педагоги опасаются, что новые стандарты будут хуже. Например, в еще работающих правилах, есть три вида результатов, к которым должны прийти дети: предметные – связаны с содержанием конкретной учебной дисциплины, метапредметные, общие для всех дисциплин (например, поиск информации) и личностные (духовное развитие ребенка). В новых стандартах указаны эти результаты, но достигать их можно по-разному — есть примерный план, но содержанием каждый учитель наполняет его самостоятельно. Понятно, что педагоги будут понимать свою роль в этом процессе по-разному.

Также отметим, что, начиная со второго класса, иностранный язык включен в перечень обязательных предметов. Считаю, что это очень хорошо: чем раньше дети начнут его изучать, тем лучше усвоят.

Отныне уроки труда называются технологией, а уроки природоведения – «Окружающий мир». Последний предмет будет включать правила противопожарной безопасности, сведения о российской символике и изобретение велосипеда. Очень жаль! Нет, я не против всего вышеперечисленного, но жаль, что теперь мальчика не научат тому, как сколотить табуретку или выпилить разделочную доску, а девочка не научится в школе печь пирог или варить суп. Видно, западная унификация добралась и до российской школы.

Здорово, что в младших классах появился предмет «Шахматы». Вспомните: в советское время все читали книги (этому способствует проект «Успешное чтение») и играли шахматы. Итог – первые в космосе, великая страна с мощной экономикой. Одним словом, для России снова забрезжили светлые перспективы.

В старшие классы с 2018 года вернули астрономию. Обеими руками – за! Теперь выпускники не будут отстаивать теорию «плоской Земли» и доказывать, что Солнце вращается вокруг нашей планеты (а такое встречалось частенько).

Также появилась сравнительно новая дисциплина под названием «Основы светской этики» (или «Основы религии»). Неплохая вещь в условиях национального и религиозного разнообразия нашей страны.

  1. Про деньги. В школе ничего бесплатного, кроме основного образования, не осталось. Родители покупают учебные принадлежности (тематические тетради, новые учебники, материалы для изобразительного искусства и технологии), украшают класс, оплачивают проведение дополнительных занятий, экскурсионные поездки и организацию детских праздников, платят за питание. Многие дополнительные занятия в школе платные.
  2. Введение электронных дневников. Постепенно вводят электронную версию дневника, который без проблем можно будет просматривать в онлайн-режиме (например, с компьютера, планшета или смартфона). Родители самостоятельно смогут контролировать успеваемость ребенка и будут видеть, какие задания необходимо выполнить на дому. Это, вероятно, неплохо (теперь нерадивый ученик не выдернет страничку с двойкой из бумажного дневника). Хорошо бы еще, чтобы это все не зависало и не взламывалось хакерами.
  3. Новые технологии. Учебники в планшете – дело ближайшего будущего. Учитель в школе имеет возможность выйти в Интерент, пользуется на уроках интерактивной доской, которая дает возможность демонстрировать не только текст, но и картинки, видео, транслировать музыку. Появилось доска «Миро». О таких возможностях прежде можно было только мечтать. Меня беспокоит только, как бы наши дети не разучились писать ручкой и не забыли, как выглядит бумажная книга.
  4. 7. Многонациональный состав учеников. В крупных населенных пунктах приблизительно четверть всех учащихся – дети из других стран. Далеко не все дети владеют русским языком на достаточном уровне. И тут педагогу не позавидуешь. Что делать с такими детьми, ведь они тянут класс назад?

То же касается инклюзивного образования. Сейчас реализуется национальный проект «Образование» подпроект ­– создание инклюзивной среды, в которой могут заниматься дети с разными образовательными потребностями. Педагогу одному не справиться: поэтому в школах появляются тьюторы, задача которых помогать «особым» детям на уроках. А в плане воспитания — это неплохо: дети учатся жить и работать с разными людьми, учатся доброму отношению к тем, кто отличается от них.

  1. Про выпускные экзамены. ЕГЭ в России внедряется почти 20 лет. Видимо, под напором критики родителей и педагогической общественности Министерство образования уменьшает в последние годы количество тестовых заданий в экзаменах, добавляет объем устной и письменной работы. В ОГЭ добавили изложение по русскому языку и в целом в экзамене стало больше практики. Добавили (с подачи президента) «декабрьское сочинение» по литературе – оно дает допуск к основным экзаменам. Это очень хорошо. Замечаю, что многие современные школьники двух слов в предложение связать не могут, про устную речь вообще молчу.

Как видим, за последние 10 лет изменений в российском образовании появилось немало. Будут ли они полезными – покажет время. Но знаете: где-то в СМИ прочитал фразу-прогноз: «Все, что может быть оцифровано, будет оцифровано». Не получится ли так, что в скором времени оцифрованные копии наших детей будут ходить в оцифрованные школы, где их будут обучать оцифрованные педагоги? Очень похоже на детскую страшилку. Надеюсь, что она не сбудется.

Виктор Гаврилов

 

 

 

Не надо добивать учителей

 

Одна учительница рассказала мне: «Недавно бреду с работы вечером, ничего не соображая от усталости и недосыпа, сейчас многие болеют, я на заменах, уроки, то онлайн, то очно, и вот в таком состоянии иду через дорогу на красный свет, меня едва не сбивает машина. Водитель с перекошенным лицом сигналит, я очнулась, извинилась. Пошла дальше, думая о том, что еще надо много уроков подготовить на завтра и проверить работы. А дома – на почте – распоряжение из департамента образования о том, что срочно надо пройти тест о здоровом питании и составить меню здорового завтрака. Меня такая злость взяла, какой завтрак, какое питание, я не помню, когда готовила последний раз! У нас учителя, которые по 30 лет отработали и недавно переболели ковидом, работают на износ, их нагружают по полной программе, я, чтобы хорошо провести уроки – сижу до двух часов ночи.

И почему я должна тратить свое время на выдумки чиновников из департамента! Почему бы им не прийти в школы и не помочь нам хотя бы с методической работой, вместо того, чтобы отвлекать нас от работы с детьми надуманными циркулярами и распоряжениями?»

Сейчас много говорят о помощи врачам, которые много работают и рискуют здоровьем во время пандемии. Но никто и нигде не говорит о помощи учителям. Почему-то считается, что они не болеют и не страдают от чрезмерной нагрузки и от хамского отношения родителей, детей и начальства.

Почему-то считается, что люди, которых нагружают, дергают по пустякам, заставляют заниматься лишней ненужной работой, могут все это перетерпеть и выдать главный результат – умного, мыслящего, прекрасно воспитанного члена общества.

В интервью с сургутским предпринимателем Ховиком Айвазяном (оно напечатано дальше в журнале) мы затронули тему школы. Он рассказал про то, как уважают учителей в Японии. Японские преподаватели носят специальные значки, им уступают место в транспорте, для них есть специальные магазины. А потом он добавил, что проблема нашей школы и, как следствие, нашего общества – тотальное неуважение всего и всех. И начинается оно с учителя. Лучше и не скажешь.

Людмила Андриенко

Дмитрий Гаврилов: «Театр – это здесь и сейчас»

Справка: Дмитрий Гаврилов – артист-кукловод, ведущий мастер сцены театра актёра и куклы «Петрушка», обладатель Премии Губернатора ХМАО-Югры за творческие достижения и создание произведений искусства. В театре работает с 2010 года. Дмитрий задействован в 43 спектаклях, из которых в 30 у него главные роли.

 В период пандемии тоже проходят интересные мероприятия и значимые события. Актер театра актёра и куклы «Петрушка» Дмитрий Гаврилов рассказал о поездке труппы на «Большие гастроли» в столицу республики Марий Эл – Йошкар-Олу.

– Расскажите немного о программе «Большие гастроли».

Программа «Большие гастроли» была создана в 2014 году Министерством культуры РФ по инициативе президента Владимира Путина. Сегодня это –  самый масштабный гастрольный проект России, он охватывает все 85 регионов нашей страны. В программе также участвуют русскоязычные театры стран ближнего зарубежья. «Большие гастроли» нацелены на формирование общего культурного пространства России, расширение рамок творческого сотрудничества, привлечение новой зрительской аудитории на территории всей страны. Мы с нетерпением ждали поездки в рамках данной программы.

– Труппа театра оказалась в удивительно красивом городе Йошкар-Оле?

–  Труппа нашего театра отправилась в Йошкар-Олу в рамках детско-юношеского направления программы, и на сцене Республиканского театра кукол для йошкаролинцев были показаны спектакли: «Малыш и Карлсон» (0+), «Умка» (0+) и «Знаменитый утенок Тим» (0+).

Действительно, город покорил нас своей красотой. Набережная Брюгге по своей архитектуре напоминает французский стиль. Практически на каждом углу можно встретить средневековую башню. Театр кукол достоин отдельного внимания, это большой, величественный сказочный дворец с башнями, зубчатыми стенами, высокими куполами. И внутри театр достаточно просторный, для нас была большая радость работать в нем.

– Полагаю, что зрители после карантина очень ждали открытия театров. Как вас принял зал?

Когда мы играли на сцене спектакль «Малыш и Карлсон» (0+), по ощущениям было понятно, что он зрителям нравится. Они смеялись, аплодировали и выкрикивали «Браво»! На другой день мы показывали зрителям «Знаменитый утёнок Тим» (0+). Здесь мы уже почувствовали сцену, для актёров это важно – напитать её энергией. Зал был наполнен по мере допустимого, на 50 процентов, в сложившейся эпидемиологической ситуации возможно только так. Было радостно слышать из зала детский смех, а после положительные отзывы детей и благодарности их родителей. Спектакль «Умка» (0+) также полюбился зрителям. Мы отыграли все три спектакля на «Ура»!

– Чем занимается наш сургутский театр в период карантина?

Мы много репетируем, чтобы в любую минуту быть готовыми к показу спектакля. Также готовим для зрителей премьеры. Сейчас идёт работа по созданию новогоднего спектакля «Снежная Королева». Уже изготавливаются декорации, отшиваются костюмы, распределяются роли.

Ещё один спектакль, который ждёт зрителя – «Гуси-лебеди», работа над ним также идёт полным ходом.

Сегодня мы вынуждены показывать спектакли в режиме онлайн на нашем сайте www.teatrpetrushka.ru.

Мы всем театром очень ждём открытия театрального сезона. Ведь театр – это «здесь и сейчас» и зритель наравне с актером – полноправный создатель спектакля, а в онлайн-формате, к сожалению, это невозможно.

Елена Жаворонко

 

 

Новогодняя сказка

В городе Сургуте жили-были ребята, которые ходили в группу «Лесная сказка» детского сада «Лель». Ребята очень ждали Деда Мороза в гости и готовились к встрече с ним.  Но в сказочном мире случилась страшная беда, появилась коварная зараза, которую звали Ковидина. Все взрослые её боялись и от неё защищались. Но дети решили, что праздник состоится. Всем известно, что Дед Мороз приходит туда, где наряжена ёлка. Дорога в лес была закрыта, там хозяйничала заразная вредина. И рубить лесную красавицу всем жалко стало. Дети и родители долго не раздумывали, изготовили ёлочки всем на зависть и удивление. А самую большую в группе поставили и украсили. Сказки про Деда Мороза и Снегурочку читали, а еще «Морозко», «Дед Мороз и лето» В. Леванова, стихотворение «Первый снег» И. Мельничук выучили. Игры разные играли и загадки про зиму отгадывали. С музыкальным руководителем песни пели, танцы разучивали, чтоб Мороза при встрече порадовать. Хорошо ребята потрудились и взрослые не ленились. Группу в детском саду украсили, так что настоящая зимняя сказка получилась. На окнах снежинки закружились, полочки в группе обжили снеговики, елочки и лесные зверята. Под потолком повисли гирлянды и снежные звезды засверкали.

Дед Мороз пришёл на праздник! Он пел и плясал с ребятами, сюрпризами их удивлял и подарки не забыл подарить.

Новый год пришёл в «Лесную сказку», и коварная Ковидина не смогла испортить праздник. Радость запомнится ребятам на целый год, а с ними и родители получат частицу добра от своих детей. Фото и видео сохранят эти моменты на долгую память.

Оксана Килёва, Елена Денисенко, воспитатели детского сада №61 «Лель»