«Электронные» учителя

 Мы все сейчас находимся в непростых условиях. При этом инженеры человеческих душ (тут я имею в виду все-таки учителей, а не писателей) работают в условиях для себя новых. От педагогов-стажистов мы часто слышим: «Нет ничего лучше доски и мела». Имеется в виду, что личное общение не заменят никакие интернет-технологии. Учителям помоложе такая форма общения, судя по отзывам в Интернете, в целом нравится. Молодежь использует интернет ресурсы, активно дает домашние задания, даже шутит (ср. огромное количество мемов про удаленное обучение в соцсетях). И если бы не огромное (по-прежнему) количество документов, связанных с отчетностью, педагоги, особенно молодые, были бы, мне кажется, счастливы. Но, увы, учителя (а я общаюсь с некоторыми из них) до поздней ночи готовят отчетные документы, чтобы доказать начальству, что они действительно проводят все необходимые уроки, контролируют уровень знаний обучающихся – одним словом, не зря едят свой хлеб.

А вот дети (и тут я как родитель это подтверждаю) жалуются на то, что нагрузка возросла многократно. Жалуются и родители, которые, находясь дома, вынуждены со своими чадами проходить второй раз школьную программу. Дети хотят в школу, требуют личного общения с педагогом, поскольку дистанционно многих тем не понимают, вопросы задать не успевают, после уроков с тетрадкой подойти не могут.

Таким образом, пандемия породила немало проблем и вопросов, в том числе по поводу статуса педагога. Профсоюз отмечает, что перевод работников на дистанционную работу является временным изменением условий трудового договора, которые необходимо закрепить локальными актами руководителя с указанием срока окончания периода. Иначе такая временная работа может стать постоянной. При этом за работником должны сохраняться все социально-трудовые права и гарантии, включая уровень заработной платы.

Но для нас, педагогов, готовящих будущих учителей в условиях самоизоляции (которая может продлиться еще достаточно долго), гораздо важнее следующий вопрос: «Идеальный учитель в традиционных и в новых условиях – это разные люди?»

От ответа на данный вопрос будет зависеть, следует ли корректировать методики, формы работы со студентами, а может быть, даже учебные планы (т.е. вводить дополнительные дисциплины, раскрывающие специфику дистанционного обучения).

Безусловно, дистанционное обучение, даже с высокой долей интерактивности, не заменит личное общение ученика и преподавателя. Мы все понимаем, что эта форма обучения временная и делать ее постоянной, закреплять на законодательном уровне (такие заявления уже появляются) было бы большой ошибкой.

Подобные предложения заменить педагога – запись лекций известных ученых и их последующее прослушивание в группах (классах), лекции по «Скайпу», использование роботов-учителей – звучали не раз, но были раскритикованы и отвергнуты педагогической общественностью как несостоятельные и неэффективные, поскольку обучение нельзя считать простой передачей информации, этот процесс гораздо сложнее. Вся эта ситуация напоминает мне анекдот, который я слышал еще в 90-е годы. Японский педагог записал лекцию на магнитофон и включил запись в классе, а сам ушел по своим делам. Когда он в конце урока вернулся, учащихся в классе не было, а к его большому магнитофону было приставлено множество диктофонов. Комментарии, как говорится, излишни.

Отвечая на заданный выше вопрос, скажу следующее: основная черта «идеального» учителя – это способность развиваться. Соответственно, самое страшное для него – стагнация, остановка в развитии. Современный учитель должен владеть методикой, современными технологиями обучения, уметь применять их на практике. Компьютерные технологии являются лишь составляющей огромного методического арсенала учителя. Подлинный педагог должен впитывать в себя все новое и быть готовым к смене формы взаимодействия с обучающимися в соответствии с требованиями Министерства или сложившимися обстоятельствами. Главное остается прежним – знание своего предмета, постоянное постижение нового и любовь к детям, которая будет выражаться прежде всего в радости от совместного поиска ответов на вопросы, творчества и динамичного развития.

Виктор Гаврилов

 

Напишите комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *