Реальность и фантастика российского образования
Мы часто слышим жалобы на то, что нынешнее молодое поколение не читает, учиться не хочет, кругозор имеет ограниченный, кроме своих гаджетов ничего знать не желает. Также нередко раздаются голоса представителей старшего поколения, что «в наше (т.е. в советское) время учили гораздо лучше, любой тогдашний троечник знал больше, чем нынешний отличник, а причиной всему ЕГЭ, которое не проверяет знания, умение человека мыслить».
Мы понимаем, что подобные комментарии субъективны и излишне эмоциональны. И чтобы добиться объективности в этом вопросе, решили найти данные различных мировых рейтингов.
Итак, одним из основных рейтингов, замеряющих уровень образованности населения (а, следовательно, и эффективности образовательной системы) является «Индекс уровня образования в странах мира» (Education Index) — это комбинированный показатель Программы развития ООН, один из ключевых показателей социального развития. Индекс измеряет достижения страны с точки зрения достигнутого уровня образования её населения по двум основным показателям:
- Индекс грамотности взрослого населения (2/3 веса).
- Индекс совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образования (1/3 веса).
Что сказать, на первом месте Германия, в первую десятку вошли страны северной Европы. Россия на 33 месте из 189 стран. Хорошо, пусть так. Но как США, обогнав Израиль (20 место) и Южную Корею (24 место), оказались в этом рейтинге на 12-й позиции? Этот факт вызывает сомнения.
Что ж, есть и другие рейтинги. Посмотрим, как обстоят дела у россиян. Начнем с начальной школы.
Рейтинг PIRLS показывает, как школьники разных стран умеют читать и понимать тексты.
PIRLS проходит циклично с 2001 года — раз в пять лет. В самом первом исследовании PIRLS-2001 Россия заняла только 16-е место из 35 стран. В конце 2017 года российские школьники заняли первое место. Сразу за нами Сингапур, Гонконнг, Ирландия и Финляндия. Основываясь на этих данных глава Рособрнадзора Сергей Кравцов утверждает, что такие высокие результаты у наших четвероклассников означают, что в российская начальная школа — в принципе, лучшая в мире.
Смотрим далее. Рейтинг PISA проверяет математическую, естественно-научную и читательскую грамотность школьников. В отличие от PIRLS, в этом исследовании участвуют 15-летние школьники.
К сожалению, результаты российских учащихся в этом исследовании далеки от первых мест — за всё время Россия ни разу не вошла даже в двадцатку стран по трём показателям. А в последнем тестировании PISA-2015 в общем рейтинге стран Россия заняла 32-е место из 72.
Эта метаморфоза кажется странной. В среднем звене за четыре года российский школьник, если верить рейтингу, стремительно сдает позиции, практически перестает учиться.
Смотрим рейтинг TIMSS, основная цель которого — сравнить между собой качество математического и естественно-научного образования в начальной и средней школе. И вот странность – здесь и учащиеся 4-х, и 8-х классов уверенно входят в десятку лидеров. Что происходит? Может, ученым нужно как-то договориться между собой, чтобы показатели так не расходились?
А теперь о вузовском обучении. Существует «Рейтинг национальных систем высшего образования» (U21 Ranking of National Higher Education Systems), измеряющий достижения стран мира в сфере высшего образования.
Показатели следующие:
1. Ресурсы (инвестиции со стороны частного и государственного секторов) — 25%.
2. Результаты (научные исследования, научные публикации, соответствие высшего образования потребностям национального рынка труда, включая последующее трудоустройство выпускников учебных заведений) — 40%.
3. Связи (уровень международного сотрудничества, который демонстрирует степень открытости или замкнутости системы высшего образования) — 10%.
4. Среда (государственная политика и регулирование, возможности получения образования) — 25%.
Мы на 36 месте после Венгрии, Южной Африки и Словакии. А кто же на первом месте? Конечно же, США!
Но нетрудно заметить, что третий критерий имеет отдаленное отношение к качеству образования в высшей школе. А по четвертому критерию (учитывая дороговизну обучения) США никак не может быть впереди планеты всей.
Кроме того, Россия, как страна, создающая гиперзвуковые ракеты, космические корабли, уж никак не может находиться после Чили и Португалии. Выводы предлагаем делать читателям самостоятельно. Заметим только, что представленные данные, как нам кажется, политически ангажированы с целью не прерывать оттока молодых исследователей за рубеж.
Сразу оговоримся, что у нас нет цели очернить западную систему образования и представить нашу как наилучшую. Более того, представленные данные, какими бы субъективными они ни были, наводят на размышления. Мы знаем о наших недостатках.
Главное – не стоит копировать западную модель образования, элитарную и формализованную.
Также мы не призываем возвращаться к советской модели – за тридцать лет педагогическая наука шагнула далеко вперед, и авторитарная система обучения сейчас просто не будет работать.
Но что же тогда нужно российскому образованию, средней и высшей школе? Качественное образование должно оставаться всеобщим, а не становиться элитарным – это непременное условие. Далее: необходимо повышение престижа учительской профессии, нужно, чтобы в школу приходили лучшие из лучших, увлеченные исследователи (да, именно исследователи), способные заразить страстью к постижению нового и своих учеников. Конечно, необходимо мощное финансирование на всех уровнях российского образования. Вот чего не отнять у «капиталистов», так это умения создавать материальную базу для научной работы. В каждой школе нужно создавать технические центры, химические лаборатории, организовывать кружки, активизировать проектную деятельность, проводить конференции, семинары, приглашать в школы вузовских педагогов. Все это невозможно без серьезных финансовых вливаний. Здесь много еще можно фантазировать, но хочется всем рекомендовать книгу «Я хочу в школу» Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак. Там описана именно такая прогрессивная школа, которая очень нужна современной России (жаль, что жанр книги – «фантастика»). И конечно, нужно снять огромное количество бюрократических обязанностей с наших педагогов (отчеты, журналы, статистика…). У учителей должно быть время на качественную подготовку к урокам и саморазвитие, самообразование. И здесь смычка «школа-вуз» также может быть весьма эффективной.
А что касается места нашего образования в мировых рейтингах, то пусть самыми главными показателями качества обучения будут не циферки, а высадка россиян на Марс, научные открытия, появление новых Менделеевых, Толстых, Лобачевских, Королевых… Тогда и доказывать никому не нужно будет, чье образование лучшее.
Виктор Гаврилов
Напишите комментарий