Домашка от логопеда

Я, учитель-логопед, на протяжении нескольких лет работаю с дошкольниками. Большое количество детей имеют тяжелые нарушения речи. Очень много, так называемых, «неговорящих» детей. Устранение таких нарушений долгий, трудоемкий процесс, в который обязательно должны включаться родители. Для этого родителям нужно владеть определенной информацией о ходе коррекционной работы, методах и приёмах закрепления пройденного на занятиях материала  дома. Для этого у меня, равно как и у всех логопедов в детских садах,  существует система консультаций. Да и логопед, работающий в частном порядке, вряд ли откажет семье в консультации. Однако, участие родителей в процессе коррекции речевых нарушений, зачастую сводится к нулю. Пройдя комиссии, оформление документов для получения логопедической помощи в детском саду или оплачивая логопедические занятия в частных центрах, родители считают свой вклад внесенным.  Но смею вас заверить, вы сэкономите деньги и ускорите процесс коррекции, закрепляя полученные навыки в домашних условиях.

Из занятия в занятие логопед формирует какой-либо речевой навык.  Работать приходится не только над звуками, но и над обогащением словарного запаса, построением предложений, умением связно высказываться. Некоторые дети, приходя на занятие,  отлично справляются с произношением трудных звуков и выполнением упражнений. Но стоит им выйти за пределы логопедического кабинета, как звуки пропадают, слова не слушаются, да и разговаривать не хочется.  У уставших после тяжелого рабочего дня родителей, велик соблазн занять любимое чадо телефоном или планшетом, что, безусловно, снижает эффективность прошедшего занятия. Но если родитель включен в процесс, знает, над чем работает логопед и закрепляет знания и умения ребенка дома, эффективность занятий увеличивается в разы. Обычно в логопедической практике ведутся папки взаимосвязи с родителями, в которую логопед систематически вкладывает задания на закрепление речевых навыков. Папку родители забирают домой, и выполняют задания с ребенком. Такая папка позволяет родителям быть в курсе процесса коррекции.   Часто слышу от родителей, что дома ребенок не хочет заниматься. В таких случаях рекомендую не усаживать дошкольника за стол с тетрадками и картинками. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является ИГРА. А учебная мотивация формируется только к семи годам. Поэтому лучше превратить занятия в игру. Если ребенок любит LEGO,   играем с ним в LEGO, выдаем детали за чистоговорки, стишки или загадки. Любит катать машины, катаем машины и при этом жужжим, рычим, отрабатывая нужный звук. Папка же подскажет, на какой звук обратить внимание, какую тему проходили с логопедом, какие упражнения можно использовать в игре с ребенком дома…

Находите хотя бы несколько минут в день для выполнения рекомендаций логопеда. Играть в игры направленные на развитие речи можно где угодно! Скучаем в пробке — «Я знаю пять названий…». Идем домой пешком — ищем вокруг предметы с нужным звуком в названии. Едем в лифте — кто больше назовет комплиментов друг другу  (отрабатываем прилагательные). В общем,  было бы желание.

Если вы хотите сократить срок коррекции речевых нарушений, сделать ее более эффективной, помочь своему ребенку справится с трудностями, следуйте нескольким советам:

  • Задавайте вопросы логопеду, вы должны быть осведомлены о ходе коррекционного процесса.
  • Лучше заниматься каждый день по 10 мин, чем один раз в неделю, но долго.
  • Прежде чем начать заниматься, ознакомьтесь с заданием сами. Если здание вам не понятно, обратитесь к логопеду за уточнением.
  • Старайтесь не заниматься с ребёнком, если он утомлён или перевозбуждён, скорее всего, такие занятия не дадут результата.
  • Добивайтесь того, чтобы ребёнок чётко и внятно произносил нужный звук («нажимал» на этот звук) в предложенных словах, самостоятельно называя картинки или повторяя слова за Вами.
  • Если у ребёнка что-то не получается, не настаивайте на выполнении, а договоритесь о том, когда он попытается выполнить задание ещё раз.
  • Каждому ребёнку необходимо разное время для овладения правильным произношением. Не сравнивайте успехи Вашего ребёнка с результатами других детей. Здесь необходим индивидуальный подход.
  • Не забывайте улыбаться и хвалить малыша за любое, даже самое маленькое достижение.
  • Превращайте задания в игру.

Попробуйте и увидите, это несложно и даже весело! Сроки и результаты коррекционной работы зависят не только от логопеда, но и от вас, родители!

Юлия Шалева, учитель-логопед  детского сада №78 «Ивушка»

Напишите комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *