Это вам не игрушки

Каждый родитель знает, что игрушка – важный атрибут в жизни ребенка. По мнению психологов, развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учит общаться и познавать себя. Давайте попробуем разобраться, все ли игрушки способны приносить такую пользу для ребенка.

Прежде всего, игрушки должны соответствовать возрасту ребенка.  Игрушки для самых маленьких должны развивать органы восприятия – зрение, слух, осязание. Самые лучшие игрушки – это те, которые можно ощупывать и тащить в рот, поскольку для карапуза это самый действенный способ знакомства с окружающим миром. Для детей от года полезны игрушки, с которыми можно манипулировать – разбирать и собирать, катать, подбрасывать и т.д. Они не только развивают интеллект ребенка, но и доставляют удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого.

Чем старше становится ребенок, тем больше ему хочется подражать взрослому и поэтому среди игрушек для детей от трех лет много моделей реального мира – стиральные машинки и утюги, строительные инструменты и пистолеты. На этом возрастном этапе ребенок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнает, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии. Можно заметить, что чаще всего ребенок выбирает сюжеты для игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в «дочки-матери», «в папу и маму», в «магазин», «доктора», «детский сад» и т.п. и поэтому игрушки должны соответствовать игровому сюжету.

Однако достаточно часто приходится слышать жалобу родителей – у ребенка столько игрушек, а он ими почти не играет. Ответ прост, для того, чтобы ребенок играл, должна быть создана игровая среда, игровое пространство, которое ничего не имеет общего с детской комнатой, заваленной разнообразными игрушками. Порой, взрослые даже не замечают, приобретая все новые игрушки, как они «съедают» не только игровое пространство, но и жизненное.

Не секрет, что мы все являемся «заложниками» маркетинга игрушечной индустрии. Именно реклама и искусственно созданный спрос заставляет родителей покупать «модные игрушки». При этом многие убеждены, что эти игрушки развивают нечто, то есть необходимы ребенку. Дети тоже становятся участниками этого процесса – если у других эта игрушка есть, они настойчиво требуют: «Купи!». При этом важна не игрушка, а момент покупки. Участь такой игрушки известна – лежать среди таких же забытых.

У родителей есть свои мотивы покупки игрушек. Во-первых, желание поддержать свой статус и престиж: «Мой ребенок не хуже других». Во-вторых, желание доставить ребенку счастье: «Пусть порадуется!». В-третьих, банальная неспособность сказать ребенку: «Нет!» или боязнь быть плохим родителем. Нередко нами движет своеобразный реванш за своё детство: «В мое время таких игрушек не было, у моего ребенка будет!».

Постоянное пополнение рядов домашних игрушек, как правило, не ведет к активному развитию ребенка, новые игрушки не могут принести стойкого ощущения счастья. Исходя из этого, решая, купить ли очередную игрушку своему ребенку, нелишне будет задать себе вопрос – а зачем я это делаю?

Если вы хотите обрадовать ребенка, то возможно совместно проведенный вечер для него будет большей радостью. Если вы решили ребенка развивать, то нужно задуматься, а исчерпаны ли все возможные ресурсы в уже имеющихся игрушках? Ведь коробка с цветными карандашами ничуть не уступает новому набору Лего в решении проблем развития моторики и воображения, особенно, если пара наборов уже пылится в шкафу.  Также следует задуматься, кому вы покупаете игрушки, ребенку или себе? Если вы хотите поддержать статус ребенка в коллективе, лучший ли выход – дорогая игрушка? И чей статус вы обслуживаете – ребенка или ваш собственный?

Не стоит забывать, что игрушка – это средство овладения культурой. Каков уровень культурных достижений возможен, если ребенок играет скрепышом – какашкой, баночкой соплей и т.д.?

Приобретая игрушку, стоит следовать нескольким правилам:

  1. Не покупайте игрушки между делом, например, в супермаркете, необходимость таких игрушек весьма сомнительная. Приобретая такие игрушки, по требованию ребенка мы, как правило, стремимся избежать публичного конфликта. Как следствие от такой игрушки больше вреда, чем пользы – нельзя идти на поводу у шантажиста, даже если ваш любимый карапуз.
  2. Игрушки необходимо покупать по возрасту. Бессмысленно покупать железную дорогу годовалому малышу.
  3. Не водите ребенка часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных, и очень дорогих игрушек, если он не пока может справиться с переживанием неспособности получить желаемое. Можно иметь кучу роботов и машин, разных кукол, но быть одиноким, пока нет рядом друга-человека, понимающего и любящего, способного вместе фантазировать и играть.

Светлана Дзетовецкая, кандидат психологических наук

Напишите комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *