Мастер-класс «Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда»
В детском саду «Искорка» прошел мастер-класс для учителей-логопедов по применению нейропсихологических приемов, способствующих развитию речи, контролю и регуляции психической деятельности, пространственному, зрительному и слуховому восприятию, моторным способностям, всему тому, что является основным, определяющим успешность развития и обучаемости ребенка.
Отличным способом развития в игровой форме координации и ощущения своего тела в пространстве у детей стало использование балансировочного комплекса Balametrics. Ребенку приходится балансировать на поверхности доски и в положении стоя выполнять различные речевые упражнения.
Отличным тренажером для детей стала нейроскакалка, когда одна нога совершает вращательные движения, а другая должна совершать прыжки. При таких действиях улучшается межполушарное взаимодействие, работа вестибулярной системы и гармонизируется работа мозга!
Комплекс тренажеров «Нейровосьмерки» представляет собой набор деревянных тренажеров разного размера в виде цифры «восемь» с углублениями для выполнения заданий – катания стеклянного шарика или проведения пальцем, карандашом. При выполнении этих упражнений происходит снятие общего напряжения организма, развитие координации движений, стимулирование работы периферического зрения, повышение концентрации внимания. Для использования в логопедических целях при выполнении задания с нейротренажером на индивидуальном занятии, логопед предлагает ребенку речевой материал для закрепления поставленного звука на разных этапах или формирования грамматических категорий.
В индивидуальное или подгрупповое логопедическое занятие мы включаем работу со специальными межполушарными досками, которые представляют собой механический тренажер в виде доски с зеркальным насечением узоров различной сложности для правой и левой руки. Узоры встречаются разные: от простых кругов до лабиринтов; чем больше углов в узоре, тем сложнее считается упражнение.
Такой тренажер будет полезен детям с нормальной речью для развития функций самоконтроля и внимания. Но особое значение такие упражнения имеют при работе с детьми с речевыми нарушениями, у которых нарушено не только звукопроизношение, но и мелкая моторика, есть трудности при ориентировке в пространстве и на листе бумаги, нередко наблюдается нарушения внимания, усидчивости, неловкость и скованность движений.
Для этого в логопедической работе мы активно применяем массажеры. Это могут быть мячики, валики, ежики, варежки разного размера, деревянные или резиновые, упражнения с ними выполняются на различных участках тела. Такой массаж за счет активации определенных зон в коре головного мозга стимулирует не только речь, но и улучшает запоминание, концентрацию внимания, активизирует мышление, что позволяет улучшить результат и сделать более эффективной коррекционную работу логопеда.
Используем в работе с детьми специально подобранные игры и упражнения в рабочих тетрадях, выполняя которые, ребенок задействует правую руку, левую руку или делает задание двумя руками одновременно, переключает свое внимание в процессе выполнения задания.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Кинезиологическими приемами являются глазодвигательные упражнения, дыхательные, упражнения на развитие тонкой моторики пальцев рук и общей моторики, телесная релаксация. Ребенок не только становится сообразительным, активным, энергичным и контролирующим себя, улучшается его речь и координация пальцев.
При регулярном использования перечисленных нейропсихологических приемов и многих других у детей с речевыми проблемами отмечается положительная динамика, они становятся более организованными, усидчивыми, улучшается координация и моторика рук, постановка звуков и их закрепление, а также развитие всех компонентов речи занимает меньше времени.
Дети с удовольствием выполняют все задания с помощью нейропсихологического оборудования. Это интересно и полезно!
Наталья Помазкова, Оксана Усманова, Татьяна Урюпина, Ольга Давиденко, Ольга Пашковская, Марина Кортусова, Дарья Рубанова, Наталия Рамазанова, Ирина Мельникова, учителя-логопеды МБДОУ № 56 детский сад «Искорка»
Напишите комментарий