Надежда Тютюнова: «Спасибо, что пришли!»
Надежда Григорьевна Тютюнова– основательница театра актёра и куклы «Петрушка», заслуженный деятель культуры ХМАО-Югры, внесена в «Книгу почета» и награждена знаком «За заслуги перед городом Сургут».
— Надежда Григорьевна, как зародилась идея создания театра кукол в Сургуте? Насколько он был необходим городу?
По семейным обстоятельствам, в 1987 году мы с мужем переехали в Сургут. Сургут – город нефтяников, и как такового, искусства в городе было мало. Я понимала, что город растёт, развивается, растут дети, молодёжи много. У меня давно была мечта создать театр кукол, не просто любительский, а профессиональный. Разумеется, о профессиональном театре говорить было рано, так как нужны были кадры. Найти их, готовых работать за маленькую зарплату в городе нефтяников, было невозможно. Я решила, что нужно самой готовить творческие коллективы, начиная со школьников. Оставалось только найти работу.
Муж договорился о моём собеседовании с директором ДК «Нефтяник» по поводу создания кукольного театра. Настал тот день, я еду в автобусе, и вижу в окно какое-то здание красного цвета, на котором написано «Дом культуры». Мне стало интересно. Думаю, выйду на остановке «Геологов», узнаю, что такое Дом культуры в Сургуте. Там я познакомилась с директором Анатолием Алексеевичем Анфимовым, рассказала о себе и своей идее. Так получилось, что я оставила в тот же день свои документы на трудоустройство и осталась работать в ДК «Геолог». До «Нефтяника» так и не доехала.
В «Геологе» я организовала молодёжную студию, где у меня было три коллектива. Мы с работниками дома культуры ставили спектакли, сами в них играли, всей семьёй шили кукол и костюмы из собственных вещей, другой ткани не было. Муж с сыном пилили, строгали, изготавливали декорации.
Проработав там четыре с половиной года, я понимала, что театру нужно развиваться. Решила пойти к директору ДК «Энергетик». Там всё сложилось замечательно. Мне сразу дали кабинет, маленький зал, несколько ставок. Набрала ребят из режиссерского факультета Сургутского института. За короткое время мы начали продавать билеты и показывать спектакли. Наш маленький зал на 60 человек был просто переполнен, после чего мы начали показывать спектакли в большом зале. Стали приглашать режиссеров, профессиональных актёров-кукловодов. Так в 1991 году начался театр «Петрушка»!
— А как театр оказался при филармонии?
Случилось так, что стали распродавать все, в том числе ДК «Энергетик» и мы остались вообще без здания. Полгода мы были без работы, репетировали у меня дома. По инициативе заместителя главы города Якова Семеновича Черняка, театр вошёл в состав филармонии. Мы всем театром работали по 12-15 часов в сутки. Конечно, Яков Семенович всегда нас поддерживал и хотел создать муниципальный театр, но не было возможности ему где-нибудь разместиться. Для этого нужны были условия. Наконец, в 2013 году театр стал муниципальным автономным учреждением.
— В сентябре театр «Петрушка» открывает 30 юбилейный театральный сезон. Как Вы считаете, в чем секрет его успеха?
— Когда я создавала театр кукол, я сразу сказала: «Он создается на века», а по-другому, и быть не может. Пусть у нас сначала не было профессиональных актёров, но когда к нам приезжали режиссеры для постановок новых спектаклей нам говорили: «У вас удивительная атмосфера, не потеряйте то, что имеете». Это была настолько трепетная любовь каждого к театру, что мы не смотрели на маленькие зарплаты, а хотели просто творить. Наш театр несет свет и любовь, которые чувствуются на каждом спектакле. Эту атмосферу не придумать, никакой профессиональный режиссер не сможет её искусственно создать, а зрителя не обманешь. Это то, что всегда было в театре «Петрушка». Постепенно наши ребята получили профессиональное образование, таким образом, мы взращивали собственные кадры.
— Что для Вас театр «Петрушка» вчера и сегодня?
— Театр «Петрушка» для меня — дело всей моей жизни. Я была настолько одержима своим делом, что как-то раз купила кукол к спектаклю «Мой добрый папа» на все свои деньги. У меня было 280$, а на то время это была большая сумма. Декорации делали уже сами.
Вспоминаю, как играла музыка «Иди мой друг дорогою добра», полный зал зрителей, иногда даже приходилось открывать балкон! Я проходила через весь зал, приветствовала зрителей и начинала показ спектакля со слов: «Спасибо, что пришли к нам, дорогие наши. Вы помните, как правильно ведут себя настоящие театральные зрители? Когда закончится спектакль, вы можете поблагодарить актёра аплодисментами». Я повторяла это много-много лет. Тогда ребенок не бежал скорее в гардероб одеваться, он ждал, пока не закроется занавес. Таким образом, они учились культуре поведения.
Как мне радостно, что театр развивается, пополняется великолепным репертуаром, талантливыми актёрами. Конечно, я понимаю, что время меняется, и театр становится другим, но я очень хочу, чтобы эту любовь к своей профессии, к зрителям, театр сохранил.
— Что пожелаете зрителям театра?
— Зрители нашего города так напитали меня любовью, что она до сих пор живет в моём сердце. Я хочу пожелать, чтобы, приходя в наш театр, они получали настоящую сказку, и в их сердцах всегда был восторг. Чтобы они могли прийти в театр всей семьей, как это всегда было, и отдохнуть, хорошо провести время. Важно, чтобы после спектакля родители разговаривали с детьми, спрашивали их: «Почему главный герой защитил зайчика и не дал в обиду волку?». Я знаю, сургутяне счастливы, что у них есть такой театр. Остается дело за малым – за собственным домом для театра «Петрушка».
Хочу сказать всем работникам театра огромное спасибо, за то, что дело всей моей жизни они с такой любовью продолжают.
Елена Жаворонко
Напишите комментарий