Нашатырь для школы

Здравствуй, здравствуй, новый ФГОС, что же ты нам всем принёс?

Самая обсуждаемая тема нынешней школьной осени – внедрение новых федеральных образовательных стандартов (ФГОС). И пусть они вступят в силу только в сентябре 2022 года, часть нововведений будет активно обсуждаться и внедряться уже сейчас.

Выражайтесь конкретнее

Необходимость в изменении ФГОСов назрела уже давно. Предыдущие стандарты образования не устраивают учителей, вызывают нарекания со стороны родителей. В них были прописаны самые общие результаты образования. Например, по математике от школьника требовали “владеть основами математических знаний” – и  никакой конкретики.

Ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко: «Изменения (в ФГОС) начали вносить еще в 2015 году – старались описать результаты образования более конкретно. В новом документе появились более подробные и конкретные формулировки, например: нужно знать теорему Пифагора и применять ее при решении математических задач».

Это значит, что любой школьник к моменту окончания учебного заведения должен обладать определенным конкретным набором знаний по разным дисциплинам (здесь, конечно, большой вопрос – что именно включать в эту сумму знаний, кто определит – что будет нужным, а что лишним в голове выпускника).

К единому знаменателю

По некоторым предметам, например: математике, физике, химии, новые стандарты вводят уровни изучения: базовый и углубленный. А вот, например, историю делить на уровни не стали.

Должен решиться, наконец, наболевший вопрос с изучением второго иностранного языка, который в предыдущих стандартах прописали как-то очень декларативно, не опираясь на возможности школ и нужды детей. Сейчас уже родители пятиклашек вправе решать – нужен ли их ребёнку второй язык – и информировать об этом администрацию школы.

В целом новые ФГОСы должны помочь взрастить грамотных и патриотично настроенных граждан, привести школьников страны к некоему «единому знаменателю» знаний, обеспечить «единство образовательного пространства России».

Кстати, в новых документах есть требования только к результатам обучения за начальную школу (1-4-й классы) и основную (5-9-й классы) в разрезе всех изучаемых предметов. То есть школа оставляет за собой право применять разные методики обучения и разные учебники.

«Махать столом вправо и влево»

Кстати, о разных  учебниках. Многообразие  – это не плохо, но есть проблемы.  Во-первых, качество знаний учеников проверяется по единым стандартам: ВПР, ОГЭ, ЕГЭ. А поскольку в разных линейках учебников разный набор тем и их трактовка, то учителю приходится откладывать учебник в сторону и подгонять уроки под экзаменационные требования: «Ребята, в учебнике говорится, что правильный ответ «а», но в контрольной будем писать «б», так как авторы ВПР не согласны с мнением авторов наших учебников».

Во-вторых, качество многих современных учебников оставляет желать лучшего. В них встречаются ошибки (фактические и грамматические), объяснение материала порой слишком сложное, не соответствующее возрасту ученика, или противоречивое, сумбурное. Кроме того, теория часто не подкреплена практикой. Логично, что у педагогов и родителей возникает масса вопросов, главный из которых: “Почему в советское время не было такого безобразия с учебниками?”

Если вам кажется, что мы преувеличиваем, прочитайте несколько “перлов” из нынешней учебной литературы.

“Мне 14 лет, я поссорилась с родителями и ушла жить к сирийцу” (учебник по немецкому языку “Контакты” для 10-11-х классов (авторы Воронина и Карелина).

В одном учебнике литературы Михаила Юрьевича Лермонтова нарекли Юрием Михайловичем.

В учебнике по ОБЖ для седьмого класса: “При защите необходимо наносить тычковые удары ножками стола, махать столом вправо и влево, расчищая путь к выходу”.

В учебнике по истории Михаил Богданович Барклай-де-Толли назван французским генералом.

Из учебника по биологии для пятого класса встречается такая фраза: “Пока тело спит, душа ведет напряженный образ жизни”.

Прибыль важнее истины

Напряжемся и мы, чтобы разобраться в причинах снижения качества учебников. Причина, конечно, в том, что все мы живем в капиталистическом обществе, когда прибыль ставится во главу угла. Издательства борются за заказы. Продвигают свой продукт, лоббируют его всеми законными и (не очень) способами. В итоге школы получают сухо написанные учебники, не соответствующие часам, отпущенным на предмет, школьники не в состоянии осилить их, а учителя ищут альтернативные способы разъяснения материала без опоры на учебник.

И если педагоги возмущаются внутри своих коллективов, не вынося сор из избы, поскольку являются людьми подневольными, то школьники терпеть такую вакханалию не собираются. Так, недавно ученик из Санкт-Петербурга Арсений Петроченко подал жалобу в Верховный суд на содержание учебника английского языка автора Владимира Кузовлева. Дело в том, что ряд параграфов был посвящен сексу и абортам. Рассказывалось также о готах, металлистах, панках. Все это с красочными иллюстрациями.
Верховный суд в иске отказал, сославшись на авторитетное мнение ученых.

Почему же школы приобретают такие учебные пособия? Дадим слово педагогам.

Вот что говорит преподаватель русского языка и литературы Череповецкой школы N 37, победитель конкурса “Учитель года-2006” Андрей Успенский:

Известна схема, по которой нерадивое руководство школ закупает учебники из перечня, но, что называется, подешевле и без обсуждения с учителями. Эти книги складируются в подвале, а учителям приходится просить родителей на свои деньги покупать действительно нужные конкретной школе пособия“.

Гиря для канатоходца

Возникает следующий вопрос: “Почему допускаются ошибки? Есть ли экспертиза пособий?” Конечно, есть. Когда автор представляет готовый учебник, вердикт выносит не конкретный эксперт, а предметная комиссия. Сегодня в Российской академии наук сформировано 9 экспертных групп. Сама экспертиза анонимная, имена конкретных экспертов, проверяющих тот или иной учебник, держатся в секрете. “Продвинуть” нужный учебник при такой системе сложно. Тем не менее, положительное решение ещё не гарантирует качества. Издательства торопятся, на этапе печати учебник видоизменяется, на выходе мы получаем то, что получаем.

Каков выход из сложившейся ситуации? Нам кажется, что количество издательств, печатающих учебники, необходимо сократить до минимума, они должны быть государственными, а не частными. Мы понимаем, что многие учителя работают по индивидуальным методикам. Но по одному предмету должно быть 1-2 основных качественных учебника, опираясь на которые будут работать педагоги.

Тогда-то мы и сможем достигнуть единообразия в обучении по всей стране от Калининграда до Владивостока. Тогда дети смогли бы безболезненно переходить из одной школы в другую. Так было в советское время, и качество обучения было несравнимо выше, чем сейчас. А пока учебник для педагога является не помощником, а помехой, чем-то избыточным, как гиря для канатоходца. Учителя пишут пособия сами, делают копии нужных упражнений и раздаточного  материала, чтобы преподавать так, как считают нужным. Наблюдается “разброд и шатания”.  Уже для всех очевидно, что невозможно обеспечить единое образовательное пространство, не приведя к некоему единообразию все существующие учебные пособия.

Нашу систему образования срочно нужно выводить из некоего обморока. Введение новых ФГОС без опоры на качественные учебные пособия будет выглядеть так, словно больному прописали лекарство, а купить его негде. Так что подкорректированный ФГОС – пока только нашатырь. Лечение же предстоит долгое…

Виктор Гаврилов, Людмила Андриенко

МНЕНИЕ

Учитель русского языка и литературы одной из школ нашего округа Татьяна Ивлева: «Претензии к ряду современных учебников русского языка: избыточность информации, сложные формулировки правил, скучные упражнения. Что касается литературы, пришло время менять сам список изучаемых произведений. Литература формирует картину мира человека, его культурное сознание. Понятно, что есть нетленная классика, но нельзя объять необъятное, нужно расчистить место в учебных программах и под современную литературу. Иначе у детей складывается впечатление, что литература – это что-то далекое от них и от настоящей жизни, собрание сочинений «мертвых поэтов».

То, что некачественные учебники ежегодно убирают из федерального перечня Министерства просвещения, на первый взгляд, справедливо и разумно. Но иной раз дивишься тому, как это происходит, чем руководствуются те, кто принимает решение. Чудесная линейка учебников по математике Людмилы Петерсон для начальной школы вдруг не одобряется государственной экспертизой.  Как позже выяснится, повод странный: учебники не формируют патриотизм. Что приходится делать школе? Срочно списывать сотни экземпляров учебника, закупать за огромные деньги новые, переучивать детей, которые уже привыкли к определенной подаче материала.

А теперь, с грядущим введением новых ФГОС, куда Минпросвещения включило обязательное воспитание патриотизма, страшно и подумать, сколько придется потратить бюджетных средств на обновление учебников. Ведь если с пристрастием рассмотреть каждый, то процент патриотизма может подкачать в каждом».

 

 

Напишите комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *