Не хочу учиться!

Школьные успехи и неудачи – это не показатель исключительно умственного развития и способностей школьника. Школьная успеваемость, это сумма умений, навыков, знаний и желания учиться. Отсутствие мотивации к обучению часто приводит к неуспеваемости и интеллектуальной пассивности, которая в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении.

Сегодня каждому из нас приходится постоянно учиться, а порой и переучиваться. И тот, кто овладевает этим навыком в полной мере, становится способным к самореализации в любых жизненных условиях. Поэтому основным достижением периода активной учебы в большей степени может считаться умение учиться и устойчивый интерес к процессу получения новых знаний, т.е. наличие высокой учебной мотивации.

Давайте попробуем разобраться, в чем причины недостаточной учебной мотивации у школьников, почему у них проявляется нежелание учиться, идти в школу?

Прежде всего, это физическое здоровье ребенка. У ряда дошкольников выявляются различные отклонения здоровья, в том числе и в развитии психики. Это накладывает отпечаток на формирование индивидуальных особенностей познавательной сферы – развитие памяти, внимания, мышления и речи. Вследствие чего формируется низкий уровень учебных навыков – скорость и качество чтения, письма, счета, переработки информации и т.д.

Так же на становление мотивов учебной деятельности оказывает влияние недостаточное развитие коммуникативных навыков, определяющих взаимоотношения со сверстниками, с учителями. Такие личностные качества как открытость, общительность, умение просить и предлагать помощь, требовать, когда это необходимо, аргументировано доказывать свою правоту, уточнять то, что непонятно, позволяют получать необходимую долю внимания взрослых и сверстников.

И, конечно же, мотивация к обучению зависит от реакции на достижения значимого окружения. Так, если ребенок не получает необходимой похвалы и поддержки, если к нему постоянно предъявляются завышенные требования, а успех становится чем-то само собой разумеющимся в этом случае сформировать у школьника желание учиться будет достаточно сложно.

Мотивация к обучению берет свое начало в раннем возрасте в условиях домашнего воспитания. Именно родители развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться. У каждого родителя имеется свой метод развития мотивации ребенка, вердикт успешности которому выносит школа, поскольку итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость.

Многие родители полагают, что ребенок готов к обучению в школе, если он много знает для своего возраста. Но интеллектуальная готовность – это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, то есть умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо. Здесь важно развивать у ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо.

Если в процессе первых месяцев обучения у ребенка возникли мотивационные трудности необходимо выяснить, что является их причиной – неумение учиться или ошибки воспитательного характера. В соответствии с причиной – нужно учить ребенка учиться, если не сформированы навыки учебной деятельности и произвольного поведения, или исправлять свои воспитательные ошибки.

На первоначальном этапе учебы, пока у ребенка не сформирована произвольность поведения, для него важно, чтобы родители контролировали процесс обучения и учитывали индивидуальные особенности ребенка: когда ему лучше сесть за уроки, какие уроки делать в первую очередь, когда делать паузы.

Важно создавать для ребенка зону ближайшего развития, а не делать за него то, что он может сделать сам. Оказывая помощь в выполнении домашнего задания, надо создавать такие ситуации, когда хотя бы частью задачи ребенок мог справиться самостоятельно.

Мотивация успеха формируется у детей в тех семьях, где им оказывают помощь при повышении требований, относятся с теплотой, любовью и пониманием. А в тех семьях, где присутствует жесткий надзор либо безразличие, у ребенка формируется не мотив достижения успеха, а мотив избегания неудачи, что напрямую ведет к низкой учебной мотивации.

Очень важным моментом является адекватная самооценка ребенка в отношении учебного процесса, в том числе. Дети с заниженной самооценкой недооценивают свои возможности, дети с завышенной самооценкой адекватно не видят границы своих способностей, не привыкли видеть и признавать своих ошибок. Необходимо постоянно поддерживать веру ребенка в свои силы, причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем более сильной должна быть поддержка со стороны близких. Сделайте ставку на любознательность, тогда и учеба станет для ребенка радостным открытием, и круг интересов постепенно расширится.

Для ребенка любого возраста важен контакт со взрослым и доверительная атмосфера. Научитесь слушать ребенка и вникать в его проблемы. Очень важно, чтобы родители умели контролировать свои эмоции, не раздражались, когда у ребенка что-то не получается. Именно в совместной деятельности со взрослым начинают складываться многие деловые качества ребенка, которые затем ярко проявляются в подростковом возрасте, и от которых зависит мотивация достижения успехов.

Не ожидайте немедленных результатов, но если вы будете последовательно и систематически работать над вопросом повышения учебной мотивации своего ребенка, то непременно будете вознаграждены.

Светлана Дзетовецкая, кандидат психологических наук,

руководитель Центра Дзетовецкой

Напишите комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *