Не хочу учиться!

Школьные успехи и неудачи – это не показатель исключительно умственного развития и способностей школьника. Школьная успеваемость, это сумма умений, навыков, знаний и желания учиться. Отсутствие мотивации к обучению часто приводит к неуспеваемости и интеллектуальной пассивности, которая в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении.

Сегодня каждому из нас приходится постоянно учиться, а порой и переучиваться. И тот, кто овладевает этим навыком в полной мере, становится способным к самореализации в любых жизненных условиях. Поэтому основным достижением периода активной учебы в большей степени может считаться умение учиться и устойчивый интерес к процессу получения новых знаний, т.е. наличие высокой учебной мотивации.

Давайте попробуем разобраться, в чем причины недостаточной учебной мотивации у школьников, почему у них проявляется нежелание учиться, идти в школу?

Прежде всего, это физическое здоровье ребенка. У ряда дошкольников выявляются различные отклонения здоровья, в том числе и в развитии психики. Это накладывает отпечаток на формирование индивидуальных особенностей познавательной сферы – развитие памяти, внимания, мышления и речи. Вследствие чего формируется низкий уровень учебных навыков – скорость и качество чтения, письма, счета, переработки информации и т.д.

Так же на становление мотивов учебной деятельности оказывает влияние недостаточное развитие коммуникативных навыков, определяющих взаимоотношения со сверстниками, с учителями. Такие личностные качества как открытость, общительность, умение просить и предлагать помощь, требовать, когда это необходимо, аргументировано доказывать свою правоту, уточнять то, что непонятно, позволяют получать необходимую долю внимания взрослых и сверстников.

И, конечно же, мотивация к обучению зависит от реакции на достижения значимого окружения. Так, если ребенок не получает необходимой похвалы и поддержки, если к нему постоянно предъявляются завышенные требования, а успех становится чем-то само собой разумеющимся в этом случае сформировать у школьника желание учиться будет достаточно сложно.

Мотивация к обучению берет свое начало в раннем возрасте в условиях домашнего воспитания. Именно родители развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться. У каждого родителя имеется свой метод развития мотивации ребенка, вердикт успешности которому выносит школа, поскольку итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость.

Многие родители полагают, что ребенок готов к обучению в школе, если он много знает для своего возраста. Но интеллектуальная готовность – это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, то есть умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо. Здесь важно развивать у ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо.

Если в процессе первых месяцев обучения у ребенка возникли мотивационные трудности необходимо выяснить, что является их причиной – неумение учиться или ошибки воспитательного характера. В соответствии с причиной – нужно учить ребенка учиться, если не сформированы навыки учебной деятельности и произвольного поведения, или исправлять свои воспитательные ошибки.

На первоначальном этапе учебы, пока у ребенка не сформирована произвольность поведения, для него важно, чтобы родители контролировали процесс обучения и учитывали индивидуальные особенности ребенка: когда ему лучше сесть за уроки, какие уроки делать в первую очередь, когда делать паузы.

Важно создавать для ребенка зону ближайшего развития, а не делать за него то, что он может сделать сам. Оказывая помощь в выполнении домашнего задания, надо создавать такие ситуации, когда хотя бы частью задачи ребенок мог справиться самостоятельно.

Мотивация успеха формируется у детей в тех семьях, где им оказывают помощь при повышении требований, относятся с теплотой, любовью и пониманием. А в тех семьях, где присутствует жесткий надзор либо безразличие, у ребенка формируется не мотив достижения успеха, а мотив избегания неудачи, что напрямую ведет к низкой учебной мотивации.

Очень важным моментом является адекватная самооценка ребенка в отношении учебного процесса, в том числе. Дети с заниженной самооценкой недооценивают свои возможности, дети с завышенной самооценкой адекватно не видят границы своих способностей, не привыкли видеть и признавать своих ошибок. Необходимо постоянно поддерживать веру ребенка в свои силы, причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем более сильной должна быть поддержка со стороны близких. Сделайте ставку на любознательность, тогда и учеба станет для ребенка радостным открытием, и круг интересов постепенно расширится.

Для ребенка любого возраста важен контакт со взрослым и доверительная атмосфера. Научитесь слушать ребенка и вникать в его проблемы. Очень важно, чтобы родители умели контролировать свои эмоции, не раздражались, когда у ребенка что-то не получается. Именно в совместной деятельности со взрослым начинают складываться многие деловые качества ребенка, которые затем ярко проявляются в подростковом возрасте, и от которых зависит мотивация достижения успехов.

Не ожидайте немедленных результатов, но если вы будете последовательно и систематически работать над вопросом повышения учебной мотивации своего ребенка, то непременно будете вознаграждены.

Светлана Дзетовецкая, кандидат психологических наук,

руководитель Центра Дзетовецкой

Напишите комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *