О здоровье детей и зубов

Неправильный прикус, дефекты дикции, проблемы с зубами во взрослом возрасте. Можно ли этого избежать? Об этом нам рассказала Ольга Силаева, заведующая ортодонтическим отделением городской стоматологической поликлиники № 1

– Ольга Васильевна, почему родителям нужно обращать внимание на правильное развитие зубов у детей?

– По имеющимся данным, аномалии зубочелюстной системы обнаруживаются у 75% трехлетних детей и по распространенности превышают частоту кариеса и других стоматологических заболеваний в этом возрасте.

Наряду с морфологическими изменениями наблюдается нарушение функции мышц челюстно-лицевой области, височно-нижнечелюстного сустава, пародонта зубов, неправильное глотание, дыхание, нарушение речи, функции мимических и жевательных мышц. При неправильном развитии зубочелюстной системы затрудняется откусывание, разжевывание пищи, а, следовательно, адаптация к внешней среде.

Педиатрам необходимо уметь выявлять зубочелюстные аномалии, чтобы своевременно направлять детей к врачу-ортодонту. У детей трех лет сформированные аномалии развития зубочелюстной системы выявлены в 48 процентах случаев.

– Родители могут сказать – у нас проблем с зубами не было, мой ребёнок ни на что не жалуется, откуда у него возникнут проблемы с развитием зубочелюстной системы?

Есть несколько причин, которые могут вызвать зубочелюстные аномалии: заболевания, перенесенные в раннем детском возрасте (корь, скарлатина, коклюш, пневмония, дифтерия, диспепсия и др.). У 60% детей, больных рахитом, наблюдается деформация челюстных костей и аномалии прикуса. Когда у детей увеличены миндалины, затруднено носовое дыхание, это может вызвать аномалии прикуса – сужение верхней челюсти. У детей, дышащих через рот, губы не сомкнуты, рот полуоткрыт, нарушается деятельность мимических мышц, круговой мышцы рта, языка, формируется неправильное смыкание зубных рядов, или прогнатия, которая характеризуется чрезмерным выстоянием вперед верхней челюсти. Поэтому после рождения ребенка родителям необходимо следить за функцией носового дыхания и своевременно санировать носоглотку.

При эндокринных расстройствах (например, при дисфункции щитовидной железы) наблюдается замедленное прорезывание зубов, формирование высокого нёба и открытого прикуса, который характеризуется смыканием зубов верхней и нижней челюстей лишь боковых отделах и отсутствием смыкания фронтальной группы зубов.

– А если ребенок родился здоровым, и у него не было заболеваний, о которых Вы говорили? 

– Аномалии могут возникнуть при неправильном искусственном вскармливании. Нижняя челюсть у новорожденного часто маленькая и находится в заднем положении. В результате акта сосания при естественном вскармливании наблюдается активный рост нижней челюсти. При искусственном вскармливании функциональное раздражение нижней челюсти отсутствует, что приводит к задержке роста нижней челюсти и возникновению дистального прикуса, т.е. чрезмерного выстояния вперед верхней челюсти. Для профилактики аномалий, связанных с искусственным вскармливанием, рекомендуется пользоваться бутылочкой с упором в области верхней губы, специальным видом сосок, которые способствуют выдвижению нижней челюсти при сосании и глотании.

– Это у младенцев, а у более старших детей такой опасности уже нет?

– Различные детские привычки также могут способствовать развитию зубочелюстных аномалий. Положение ребенка во время сна: например, при высоком изголовье создаются условия для смещения нижней челюсти вперед, если у ребенка имеется привычка спать с откинутой головой, возникает предпосылка для отвисания нижней челюсти и отставания ее развития. Привычка детей подкладывать под одну половину лица кулачок или ладонь может привести к формированию неправильной формы челюстей, их сужению или смещению. Родителям крайне важно следить за наиболее многочисленными привычками: сосание или прикусывание пальцев, губ, щек, язычка и различных предметов (пеленки, одежды, карандашей и т.д.), что ведет к деформации челюстей.

В раннем детском возрасте бывает достаточно устранить отрицательно действующие факторы, повысить защитные силы организма и провести своевременную санацию полости рта. Для этого необходимо своевременно проконсультироваться у врача-стоматолога.

_______________________________________________________________

Периоды профилактики зубочелюстных аномалий у детей:

I период – внутриутробное развитие. Рациональный режим питания, труда и отдыха беременной, регулярное наблюдение у врача-стоматолога и др.;

II период — от рождения до 6 месяцев (до прорезывания первых временных зубов). Правильное вскармливание ребенка, выявление неправильной привычной позы, нарушенной осанки, обучение правильному произношению отдельных звуков, рассечение укороченной уздечки языка, наблюдение у врача-ортодонта при врожденных аномалиях;

III период – от 6 месяцев до 3 лет (формирование временного прикуса). Массаж альвеолярного отростка при затрудненном прорезывании временных зубов, применение лечебных сосок, борьба с вредными привычками, нормализация смыкания губ, носового дыхания и др.;

IV период – от 3 до 6 лет (период сформированного временного прикуса). Борьба с вялым жеванием, выявление и удаление прорезавшихся сверхкомплектных зубов, регулярное посещение врача-стоматолога.

V период – от 6 до 9 лет (начальный период сменного прикуса). Наблюдение за последовательностью прорезывания первых постоянных моляров, резцов и массаж альвеолярного отростка, удаление задерживающихся временных резцов, замещение пластинчатыми съемными протезами рано потерянных временных зубов и др.;

VI период – от 9 до 12 лет (конечный период сменного прикуса). Удаление сверхкомплектных зубов, обнаружение коронок задержавшихся в челюсти зубов, обучение правильному глотанию, при резко выраженных аномалиях прикуса -удаление увеличенных аденоидов, небных миндалин.

VII период – от 12 до 15 лет (период формирования постоянного прикуса). Последовательное удаление отдельных зубов по ортодонтическим показаниям, борьба с вредными привычками, выявление и лечение заболеваний пародонта.

 

 

Напишите комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *