Они ИНОПЛАНЕТЯНЕ

Мы привыкли считать, что каждое последующее поколение хуже предыдущего. Учителя жалуются на узкий кругозор своих подопечных, а педагоги вуза – на низкую подготовку абитуриентов.

Но вот мне попались на глаза сразу два мнения, которые идут вразрез с привычными сетованиями взрослых. Первое мнение известного российского психолога, педагога, публициста – Людмилы Петрановской, основная сфера её профессиональной деятельности – работа с детьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации.

Специалист считает, что в школы пришло особое, по-своему талантливое поколение детей. Впервые сложилась ситуация, когда младшие учат старших.

Не читают? – Получают информацию в соцсетях. Не умеют обрабатывать большие массивы информации? – Но сейчас важнее быстро переключать внимание и оперативно решать множество мелких задач. Не общаются? – Общаются постоянно, только по-своему, даже на каникулах не расстаются, вместе смотрят футбольные трансляции, постоянно шлют друг другу фоточки, мемы, комментируют посты и пр.

Второе мнение – Дмитрия Быкова, писателя, литературного критика, журналиста и (что для нас важно) преподавателя литературы в московских средних школах.

Говорит он о современных школьниках следующее: «У нас неожиданно появились дети, которые очень быстро соображают. Их быстродействие, как у хорошего компьютера, значительно выше, чем у их предшественников».

У них развита феноменальная эмпатия и нет стадных качеств, которые так заметны в плохом классе. Они заняты делом, их интересует огромный спектр технических и гуманитарных проблем.

Современные дети показывают высокие результаты даже в условиях аврала, хотя в принципе это одна из главных черт нашего национального характера. Об этом точно сказал в своё время бизнесмен и шахматист Жоэль Лотье: «На трудную задачу зовите китайца, на неразрешимую — русского».

Иными словами, современные дети во многом превосходят взрослых. Это как представители иной цивилизации, с которыми земляне пока еще не нашли общий язык. (Не об этом ли пророчески писали Аркадий и Борис Стругацкие в повести «Гадкие лебеди»?)

Естественно, возникает вопрос: «Как с такими детьми работать педагогам?» Ведь если дети изменились, значит, должны меняться подходы к обучению, иначе педагог будет похож на курицу, которая высидела утят и теперь в панике мечется по берегу, не особенно понимая, что они там делают в воде и насколько им там безопасно.

Рецепт от Петрановской: «Не выносить мозг учителям, и они многое устроят. Вообще образованию не нужна такая степень контроля и регламентации.

Государство должно контролировать безопасность на самом базовом уровне, чтобы никто не открывал частную школу в подвале с крысами… Все остальное может быть по-разному.

Пусть родители выбирают: ведь у детей очень разные потребности в образовании, пусть для каждой потребности будет возможность. В конце концов, люди платят за это деньги в виде налогов, почему у них нет возможности выбирать подходящую услугу для своего ребенка. Мне кажется, что если бы от школы отстали, это было бы огромным плюсом».

Рецепт от Быкова: «Невозможно сегодня вести урок по прежней схеме — лекция-опрос, и всё это за 45 минут. Начнём с того, что сегодня учитель не очень-то и нужен, потому что любую информацию можно скачать в один клик. Мы не нужны для того, чтобы пересказывать параграф учебника и заставлять учащихся пересказывать его на следующий день. Скажу больше. Если раньше, чтобы провести лекцию, мне требовалось 20-25 минут, сегодня я успеваю рассказать всё минут за десять. И что делать остальные 35 минут урока — непонятно.

Мне кажется, нужно радикально переформатировать саму структуру урока. Это должна быть вузовская система — отдельно лекции, отдельно семинары с детскими докладами. Они с наслаждением делают доклады. И чем более глобальная дана им тема и чем меньше дано им на это времени, тем с большим энтузиазмом они за неё берутся».

Что ж, рецепты предложены, педагогам осталось их переработать и применить на практике. А для этого нужны мастерство, творческий подход и – самое главное – желание.

Виктор Гаврилов

Напишите комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *