От табуретки к доске “Миро”

Что изменилось в российской школе за 10 лет?

 Мало кто об этом задумывается, но мы разменяли третий десяток XXI века. А это, согласитесь, кое-что значит! Журнал «Югорское детство» в этой связи решил подвести некоторые итоги и поразмышлять над тем, как изменилось российское образование за последнее десятилетие. А задуматься есть над чем.

  1. Появились рабочие тетради. По внешнему виду они напоминают учебники с мягкой обложкой, но внутри имеются выделенные области, которые необходимо заполнять от руки. В заданиях не нужно расписывать длинные предложения – достаточно только вписать нужное слово или цифру. Поэтому многие считают, что подобные тетради не развивают письменную речь и творческое мышление обучающихся. В этом есть доля правды, думаю, все хорошо в меру.
  2. Родители активно вовлечены в процесс обучения своих детей. С одной стороны, это неплохо. Родители в курсе жизни класса, учебных дел своего чада. Они помогают при подготовке презентации, доклада, поделки и пр. Но с другой – это значит, что программы усложнились, школа привлекает родителей как помощников, поскольку педагоги не в состоянии сами вместе с учениками выполнить все требования. Особенно ситуация усугубилась «на дистанте».
  3. Обучение по новым методикам. С 2014-го года в начальной школе внедряются новые учебно-методические комплексы, которые должны предоставить детям необходимый объем базовых знаний за полные четыре года (прежние комплексы признаны устаревшими). Педагоги опасаются, что новые стандарты будут хуже. Например, в еще работающих правилах, есть три вида результатов, к которым должны прийти дети: предметные – связаны с содержанием конкретной учебной дисциплины, метапредметные, общие для всех дисциплин (например, поиск информации) и личностные (духовное развитие ребенка). В новых стандартах указаны эти результаты, но достигать их можно по-разному — есть примерный план, но содержанием каждый учитель наполняет его самостоятельно. Понятно, что педагоги будут понимать свою роль в этом процессе по-разному.

Также отметим, что, начиная со второго класса, иностранный язык включен в перечень обязательных предметов. Считаю, что это очень хорошо: чем раньше дети начнут его изучать, тем лучше усвоят.

Отныне уроки труда называются технологией, а уроки природоведения – «Окружающий мир». Последний предмет будет включать правила противопожарной безопасности, сведения о российской символике и изобретение велосипеда. Очень жаль! Нет, я не против всего вышеперечисленного, но жаль, что теперь мальчика не научат тому, как сколотить табуретку или выпилить разделочную доску, а девочка не научится в школе печь пирог или варить суп. Видно, западная унификация добралась и до российской школы.

Здорово, что в младших классах появился предмет «Шахматы». Вспомните: в советское время все читали книги (этому способствует проект «Успешное чтение») и играли шахматы. Итог – первые в космосе, великая страна с мощной экономикой. Одним словом, для России снова забрезжили светлые перспективы.

В старшие классы с 2018 года вернули астрономию. Обеими руками – за! Теперь выпускники не будут отстаивать теорию «плоской Земли» и доказывать, что Солнце вращается вокруг нашей планеты (а такое встречалось частенько).

Также появилась сравнительно новая дисциплина под названием «Основы светской этики» (или «Основы религии»). Неплохая вещь в условиях национального и религиозного разнообразия нашей страны.

  1. Про деньги. В школе ничего бесплатного, кроме основного образования, не осталось. Родители покупают учебные принадлежности (тематические тетради, новые учебники, материалы для изобразительного искусства и технологии), украшают класс, оплачивают проведение дополнительных занятий, экскурсионные поездки и организацию детских праздников, платят за питание. Многие дополнительные занятия в школе платные.
  2. Введение электронных дневников. Постепенно вводят электронную версию дневника, который без проблем можно будет просматривать в онлайн-режиме (например, с компьютера, планшета или смартфона). Родители самостоятельно смогут контролировать успеваемость ребенка и будут видеть, какие задания необходимо выполнить на дому. Это, вероятно, неплохо (теперь нерадивый ученик не выдернет страничку с двойкой из бумажного дневника). Хорошо бы еще, чтобы это все не зависало и не взламывалось хакерами.
  3. Новые технологии. Учебники в планшете – дело ближайшего будущего. Учитель в школе имеет возможность выйти в Интерент, пользуется на уроках интерактивной доской, которая дает возможность демонстрировать не только текст, но и картинки, видео, транслировать музыку. Появилось доска «Миро». О таких возможностях прежде можно было только мечтать. Меня беспокоит только, как бы наши дети не разучились писать ручкой и не забыли, как выглядит бумажная книга.
  4. 7. Многонациональный состав учеников. В крупных населенных пунктах приблизительно четверть всех учащихся – дети из других стран. Далеко не все дети владеют русским языком на достаточном уровне. И тут педагогу не позавидуешь. Что делать с такими детьми, ведь они тянут класс назад?

То же касается инклюзивного образования. Сейчас реализуется национальный проект «Образование» подпроект ­– создание инклюзивной среды, в которой могут заниматься дети с разными образовательными потребностями. Педагогу одному не справиться: поэтому в школах появляются тьюторы, задача которых помогать «особым» детям на уроках. А в плане воспитания — это неплохо: дети учатся жить и работать с разными людьми, учатся доброму отношению к тем, кто отличается от них.

  1. Про выпускные экзамены. ЕГЭ в России внедряется почти 20 лет. Видимо, под напором критики родителей и педагогической общественности Министерство образования уменьшает в последние годы количество тестовых заданий в экзаменах, добавляет объем устной и письменной работы. В ОГЭ добавили изложение по русскому языку и в целом в экзамене стало больше практики. Добавили (с подачи президента) «декабрьское сочинение» по литературе – оно дает допуск к основным экзаменам. Это очень хорошо. Замечаю, что многие современные школьники двух слов в предложение связать не могут, про устную речь вообще молчу.

Как видим, за последние 10 лет изменений в российском образовании появилось немало. Будут ли они полезными – покажет время. Но знаете: где-то в СМИ прочитал фразу-прогноз: «Все, что может быть оцифровано, будет оцифровано». Не получится ли так, что в скором времени оцифрованные копии наших детей будут ходить в оцифрованные школы, где их будут обучать оцифрованные педагоги? Очень похоже на детскую страшилку. Надеюсь, что она не сбудется.

Виктор Гаврилов

 

 

 

Напишите комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *