
Родители? За парту!
C 4 октября продолжила свою работу «Родительская школа», которая функционирует на базе Сургутского университета (лекции проходят по пятницам в 17.00 по адресу: Энергетиков, 22, аудитория 2Б).
План лекций на 2020 год:
январь | ||||
24.01 | Особенности разрешения конфликтных ситуаций | к.психол.н., доцент кафедры психологии СурГУ Хохлова Наталия Ивановна | ||
24.01 | Конфликтные ситуации в кризисные периоды развития ребенка | к.психол.н., доцент кафедры психологии СурГУ Хохлова Наталия Ивановна | ||
31.01 | Куклотерапия. Влияние кукол на становление личности ребенка. | к.б.н., доцент кафедры морфологии Солтыс Татьяна Викторовна | ||
февраль | ||||
7.02 | Психосоматические расстройства.
|
д.м.н., профессор кафедры психологии СурГУ Шумилов Сергей Петрович | ||
7.02 | Синдром эмоционального выгорания.
|
д.м.н., профессор кафедры психологии СурГУ Шумилов Сергей Петрович | ||
14.02 | Профилактика заразных кожных заболеваний | к.м.н., доцент Ефанова Елена Николаевна | ||
14.02 | Профилактика инфекций, передаваемых половым путем | к.м.н., доцент Ефанова Елена Николаевна | ||
21.02 | Жестокое обращение с ребенком при развитой химической зависимости | к.психол.наук, доцент кафедры психологии Шамухаметова Елена Сафиулловна | ||
21.02 | Влияние со-зависимости на личностное развитие | Шамухаметова Елена Сафиулловна к.п.наук, доцент | ||
28.02 | Нарушение структуры семьи, находящейся в кризисной ситуации | к.психол.н., доцент кафедры психологии СурГУ Леденцова Светлана Леонидовна | ||
28.02 | Нарушение динамики семьи | к.психол.н., доцент кафедры психологии СурГУ Леденцова Светлана Леонидовна | ||
март | ||||
6.03 | Нейропсихологическая диагностика | к.б.н., доцент кафедры морфологии Солтыс Татьяна Викторовна | ||
13.03 | Готовность к школе: основные ориентиры | Ст.преподаватель кафедры психологии СурГУ Давыдова Анна Михайловна | ||
13.03 | Психофизиологические и нейропсихологические аспекты готовности к школе | Ст.преподаватель кафедры психологии СурГУ Давыдова Анна Михайловна | ||
20.03 | Этапы психосексуального развития (методика определения особенностей психосексуального развития ) | к.психол.н., доцент кафедры психологии СурГУ Леденцова Светлана Леонидовна | ||
27.03 | Гигиена ребенка. Основы здорового образа жизни | к.м.н., доцент кафедры физиологии СурГУ
Павловская Виктория Степановна |
||
апрель | ||||
3.04 | Основы экономического воспитания в семье. | к.э.н., доцент кафедры финансов, денежного обращения и кредита СурГУ Галюта Оксана Николаевна | ||
10.04 | «Наполни жизнь праздником…» лекция по предупреждению детского и подросткового суицида |
к.псх.н, МРН, доцент Коваленко Лариса Анатольевна
|
||
17.04 | Влияние гаджетов на репродуктивную систему. | к.м.н., доцент кафедры акушерства, гинекологии и перинатологии СурГУ Инна Игоревна Мордовина | ||
24.04. | Современные вопросы образования в РФ | к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики профессионального образования. Демчук Анастасия Владимировна | ||
24.04. | Инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями | к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики профессионального образования. Демчук Анастасия Владимировна |
Ответственными за проведение «Родительской школы» являются: к.б.н., доцент кафедры морфологии Солтыс Татьяна Викторовна и к.психол.н., доцент кафедры психологии СурГУ Хохлова Наталия Ивановна.
Контактный телефон для родителей 763064.
Кстати, в этом году ведутся дополнительные практические занятия в Школе здоровья для родителей, которые хотят научиться оказывать первую помощь ребёнку.
Для чего создана «Родительская школа»? Об этом нам рассказали люди, которые организовывают работу общественного лектория: Татьяна Солтыс, кандидат биологических наук, доцент кафедры морфологии СурГУ и Наталия Хохлова, доцент кафедры психологии СурГУ.
Справка
Весной 2014 года на базе СурГУ была организована дискуссионная площадка Центра общественного мониторинга «Развитие системы образования» Регионального отделения ОНФ «За Россию!» по теме: «Гражданское общество и актуальные проблемы образования». На дискуссионную площадку были приглашены представители образовательных учреждений с презентацией направлений работы с детьми, родителями, общественностью. Доклад представителей кафедры психологии касался особенностей изменения современных детей и необходимости организации психологического сопровождения семейного воспитания. Тогда появилась идея о способах активизации родительского сообщества и необходимости ведения просветительской работы.
Позже Общероссийское общественное движение «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» в правительстве инициировал идею проекта «Равные возможности — детям», в рамках которого было обозначено направление формирования родительской позиции и родительства, а позже — создание курсов для родителей (законных представителей) несовершеннолетних по основам детской психологии и педагогики, которые и стали «Родительской школой».
Татьяна Солтыс:
— Скажите, при создании курсов вы изучали аналогичные площадки в других городах, использовали чей-то опыт? Или это полностью ваши наработки?
— Специально не организовывался мониторинг существующих в других городах вариантов работы с родителями. Концепция нашей школы создана на основе анализа психологических и медицинских проблем, с которыми обращаются родители на консультации. Кратко можно обозначить три блока которые представлены в содержании работы школы: общие психологические проблемы (средства) воспитания и взаимоотношений в семье и проблемы сохранения здоровья; особенности развития детско-родительских отношений в норме и в случаях девиации; особенности взаимодействия семей и социальных институтов в случаях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с этими направлениями было предложено участие в «Родительской школе» преподавателям СурГУ, а также представителям развивающих центров города Сургута, например, активное участие в нашей работе принимает центр «Лео». Преподаватели в свое личное время на безвозмездной основе проводят вечера (с 17.00 до 21.00) в беседах с родителями города.
— Как долго работает лекторий, сколько родителей смогли его посетить?
— Лекции проводились с января 2017 по июнь текущего года, общее их количество около 90 часов. Динамика посещения занятий родителями менялась, обусловлено это и формальными моментами (обязанность образовательного учреждения, погодными условиями, временным режимом и пр.) и личностными мотивами (выбор тем, личность преподавателя и пр.). В целом каждое занятие посещает около 2000 родителей, сегодня, в связи с регистрацией «Родительской школы» в сети Инстаграм лекцию может слушать еще до 500 человек. Но на онлайн лекции не все преподаватели соглашаются.
Есть родители, которые постоянно приходят на лекции и высказывают благодарность за нашу работу.
— То есть предусмотрены какие-то еще формы работы «Родительской школы», кроме лекций?
— Преобладает лекционная форма с элементами обсуждения, но есть онлайн трансляции в Инстаграм (с января этого года), в 2017 году лекции нескольких преподавателей были записаны и представлены в социальных сетях. Наши коллеги, консультирующие по определенным направлениям, дают телефоны, по которым можно записаться на индивидуальную (семейную) консультацию. Многие преподаватели презентуют дополнительную литературу (книги, статьи), с которой могут познакомиться родителя.
— Как вообще родители оценивают лекции, вашу работу в целом?
— Лекции не проводятся в классической форме, это обычно лекции с обсуждениями, возможностью ведения диалога в течении лекции.
Практически всегда после лекций родители подходят к лекторам, выражают благодарность, спрашивают рекомендации.
Однажды, по объективным обстоятельствам, мы были вынуждены заменить лектора и тему, публика была очень возмущена, было неприятно. Но после прослушанной лекции было высказано много положительных отзывов.
Мы, как организаторы, выражаем огромную благодарность всем преподавателям, принявшим участие в «Родительской школе»: Греховой И.П., Гузич М.Э., Самойловой .В., Родермель Т.А., Шумиловой Е.А. и Шумилову С.П., Леденцовой С.Л., Галюте О.Н., Демчук А.В., Болотской Л.А., Ефановой Е.Н., Павловской В.С., Майер Ю.И., Мордовиной И.И..
Наталия Хохлова:
— Как вы считаете, родители (в основной массе) осознают необходимость такой работы, степень своей ответственности в процессе воспитания детей? Чем можно их привлечь к участию в лекциях?
— Родителями могут стать все, но не все могут быть родителями. В «Родительской школе» мы прилагаем все усилия к тому, чтобы родителем «быть». Обозначим несколько проблемных направлений в воспитании, обуславливающих необходимость такого рода просветительской работы:
— родители приписывают ребенку свои мотивы (чувства, желания), не зная мотивов ребенка, а соответственно, реагируют на собственные представления о его желаниях. Осознание значимости собственной роли в воспитании одна из задач нашей школы;
— зачастую родители не хотят, чтобы ребенок был таким же, как они, а как сформировать у ребенка иные качества им неизвестно, в результате — дистанцирование в отношениях: «Делай как знаешь». Важно осознать принципы выстраивания взаимодействия со своими детьми и при этом не пытаться реализовываться через ребенка;
— в поисках ответов на возникающие вопросы мамы обращаются в социальные сети (форумы, сайты), где родители делятся своим опытом, приводят удачные воспитательные приемы, исходя из личных представлений. Следует понимать, что житейские представления ситуативны и конкретны, а научные знания обобщенные. От частного к частному — развитие не происходит, путь развития возможен только от общего к частному. Для того, чтобы родителю осознанно принимать решения, важно получить знания, а не ситуативные советы;
— несмотря на существенные изменения в современном законодательстве об образовании, в рамках которого возрастает ответственность родителей в воспитании и образовании собственных детей, у большей части родителей остается тенденция перекладывания ответственности за развитие и воспитание собственных детей на других людей (родственники, няни) и учреждения (социальные, образовательные).
Среди родителей, например, актуальны фразы: «Вы должны …», «Я опоздала за ребенком, ну вы то должны были дождаться меня…» (обращение мамы к воспитателю в 19.30) и т.д. Многие представители взрослого поколения при встрече с современными мамами испытывают противоречивые чувства, с одной стороны уважение и забота о женщине с ребенком, а с другой — ощущение того, что тебя используют. Некоторые мамы манипулируют в своих целях людьми с высоким уровнем ответственности и воспитанности. Приведем пример: мамы с детьми приобретают железнодорожные билеты на верхнюю полку, которые стоят дешевле, а во время проезда создают конфликтные ситуации, настаивая на том, чтобы им уступили место на нижней полке. По комментариям родителей, особенно демонстративный характер приобретает противостояние с мужчинами. Защита (вплоть до агрессии) собственных детей и их интересов ставится во главу угла, при этом игнорируются интересы других родителей и детей. Мать, отстаивая интересы своего ребенка, который захотел покататься на специализированной площадке на скейт-доске, а все остальные ему мешали — применила силу в отношении другого ребенка.
Как видим, сегодня наблюдается поляризация в родительской позиции от предоставления полной самостоятельности и исключения собственной роли в воспитательном процессе, до необоснованной агрессии и жестокости по отношению к другим «ради своего ребенка». В этих условиях и формируется современный ребенок.
На занятиях мы говорим о совместной деятельности, о децентрации взрослого по отношению к собственному ребенку, другим детям и взрослым, в этом взаимоотношении и происходит формирование мировоззрения ребенка.
Для нас важно, чтобы родитель не формально принимал участие в воспитании (например, под давлением образовательных организаций), а чтобы его действия были обусловлены осознанным мотивом.
В планах школы — разворачивание полноценного сопровождения родительства. Ведь родители — это не только мама и папа детей дошкольника, школьника, подростка, но и студента, и зрелого человека. Отношения между родителями в своей семье, между родителями нескольких поколений влияют на становление мировоззрение младших в роду. Поэтому рассмотрение родительства в онтогенезе для нас на сегодняшний день — перспективная задача.
Напишите комментарий