Родители? За парту!

C 4 октября продолжила свою работу «Родительская школа», которая функционирует на базе Сургутского университета (лекции проходят по пятницам в 17.00 по адресу: Энергетиков, 22, аудитория 2Б).

План лекций на 2020 год:

январь
24.01 Особенности разрешения конфликтных ситуаций к.психол.н., доцент кафедры психологии СурГУ Хохлова Наталия Ивановна
24.01 Конфликтные ситуации в кризисные периоды развития ребенка к.психол.н., доцент кафедры психологии СурГУ Хохлова Наталия Ивановна
31.01 Куклотерапия. Влияние кукол на становление личности ребенка. к.б.н., доцент кафедры морфологии Солтыс Татьяна Викторовна
февраль
7.02 Психосоматические расстройства.

 

д.м.н., профессор кафедры психологии СурГУ Шумилов Сергей Петрович
7.02 Синдром эмоционального выгорания.

 

д.м.н., профессор кафедры психологии СурГУ Шумилов Сергей Петрович
14.02 Профилактика заразных кожных заболеваний к.м.н., доцент Ефанова Елена Николаевна
14.02 Профилактика инфекций, передаваемых половым путем к.м.н., доцент Ефанова Елена Николаевна
21.02 Жестокое обращение с ребенком при развитой химической зависимости к.психол.наук, доцент кафедры психологии Шамухаметова Елена Сафиулловна
21.02 Влияние со-зависимости на личностное развитие Шамухаметова Елена Сафиулловна к.п.наук, доцент
28.02 Нарушение структуры семьи, находящейся в кризисной ситуации к.психол.н., доцент кафедры психологии СурГУ Леденцова Светлана Леонидовна
28.02 Нарушение динамики семьи к.психол.н., доцент кафедры психологии СурГУ Леденцова Светлана Леонидовна
март
6.03 Нейропсихологическая диагностика к.б.н., доцент кафедры морфологии Солтыс Татьяна Викторовна
13.03 Готовность к школе: основные ориентиры Ст.преподаватель кафедры психологии СурГУ Давыдова Анна Михайловна
13.03 Психофизиологические и нейропсихологические аспекты готовности к школе Ст.преподаватель кафедры психологии СурГУ Давыдова Анна Михайловна
20.03 Этапы психосексуального развития (методика определения особенностей психосексуального развития ) к.психол.н., доцент кафедры психологии СурГУ Леденцова Светлана Леонидовна
27.03 Гигиена ребенка. Основы здорового образа жизни к.м.н., доцент кафедры физиологии СурГУ

Павловская Виктория Степановна

апрель
3.04 Основы экономического воспитания в семье. к.э.н., доцент кафедры финансов, денежного обращения и кредита СурГУ   Галюта Оксана Николаевна
10.04 «Наполни жизнь праздником…» лекция
по предупреждению детского и подросткового суицида
к.псх.н, МРН, доцент Коваленко Лариса Анатольевна

 

17.04 Влияние гаджетов на репродуктивную систему. к.м.н., доцент кафедры акушерства, гинекологии и перинатологии СурГУ Инна Игоревна Мордовина
24.04. Современные вопросы образования в РФ к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики профессионального образования.       Демчук Анастасия Владимировна
24.04. Инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики профессионального образования.       Демчук Анастасия Владимировна

Ответственными за проведение «Родительской школы» являются: к.б.н., доцент кафедры морфологии Солтыс Татьяна Викторовна и к.психол.н., доцент кафедры психологии СурГУ Хохлова Наталия Ивановна.

Контактный телефон для родителей 763064.

Кстати, в этом году ведутся дополнительные практические занятия в Школе здоровья для родителей, которые хотят научиться оказывать первую помощь ребёнку.

Для чего создана «Родительская школа»? Об этом нам рассказали люди, которые организовывают работу общественного лектория: Татьяна Солтыс, кандидат биологических наук, доцент кафедры морфологии СурГУ и Наталия Хохлова, доцент кафедры психологии СурГУ.

Справка

Весной 2014 года на базе СурГУ была организована дискуссионная площадка Центра общественного мониторинга «Развитие системы образования» Регионального отделения ОНФ «За Россию!» по теме: «Гражданское общество и актуальные проблемы образования». На дискуссионную площадку были приглашены представители образовательных учреждений с презентацией направлений работы с детьми, родителями, общественностью. Доклад представителей кафедры психологии касался особенностей изменения современных детей и необходимости организации психологического сопровождения семейного воспитания. Тогда появилась идея о способах активизации родительского сообщества и необходимости ведения просветительской работы.

Позже Общероссийское общественное движение «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» в правительстве инициировал идею проекта «Равные возможности — детям», в рамках которого было обозначено направление формирования родительской позиции и родительства, а позже — создание курсов для родителей (законных представителей) несовершеннолетних по основам детской психологии и педагогики, которые и стали «Родительской школой».

Татьяна Солтыс:

— Скажите, при создании курсов вы изучали аналогичные площадки в других городах, использовали чей-то опыт? Или это полностью ваши наработки?

— Специально не организовывался мониторинг существующих в других городах вариантов работы с родителями. Концепция нашей школы создана на основе анализа психологических и медицинских проблем, с которыми обращаются родители на консультации. Кратко можно обозначить три блока которые представлены в содержании работы школы: общие психологические проблемы (средства) воспитания и взаимоотношений в семье и проблемы сохранения здоровья; особенности развития детско-родительских отношений в норме и в случаях девиации; особенности взаимодействия семей и социальных институтов в случаях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с этими направлениями было предложено участие в «Родительской школе» преподавателям СурГУ, а также представителям развивающих центров города Сургута, например, активное участие в нашей работе принимает центр «Лео». Преподаватели в свое личное время на безвозмездной основе проводят вечера (с 17.00 до 21.00) в беседах с родителями города.

 

— Как долго работает лекторий, сколько родителей смогли его посетить?

— Лекции проводились с января 2017 по июнь текущего года, общее их количество около 90 часов. Динамика посещения занятий родителями менялась, обусловлено это и формальными моментами (обязанность образовательного учреждения, погодными условиями, временным режимом и пр.) и личностными мотивами (выбор тем, личность преподавателя и пр.). В целом каждое занятие посещает около 2000 родителей, сегодня, в связи с регистрацией «Родительской школы» в сети Инстаграм лекцию может слушать еще до 500 человек. Но на онлайн лекции не все преподаватели соглашаются.

Есть родители, которые постоянно приходят на лекции и высказывают благодарность за нашу работу.

— То есть предусмотрены какие-то еще формы работы «Родительской школы», кроме лекций?

— Преобладает лекционная форма с элементами обсуждения, но есть онлайн трансляции в Инстаграм (с января этого года), в 2017 году лекции нескольких преподавателей были записаны и представлены в социальных сетях. Наши коллеги, консультирующие по определенным направлениям, дают телефоны, по которым можно записаться на индивидуальную (семейную) консультацию. Многие преподаватели презентуют дополнительную литературу (книги, статьи), с которой могут познакомиться родителя.

Как вообще родители оценивают лекции, вашу работу в целом?

 

— Лекции не проводятся в классической форме, это обычно лекции с обсуждениями, возможностью ведения диалога в течении лекции.

Практически всегда после лекций родители подходят к лекторам, выражают благодарность, спрашивают рекомендации.

Однажды, по объективным обстоятельствам, мы были вынуждены заменить лектора и тему, публика была очень возмущена, было неприятно. Но после прослушанной лекции было высказано много положительных отзывов.

Мы, как организаторы, выражаем огромную благодарность всем преподавателям, принявшим участие в «Родительской школе»: Греховой И.П., Гузич М.Э., Самойловой .В., Родермель Т.А., Шумиловой Е.А. и Шумилову С.П., Леденцовой С.Л., Галюте О.Н., Демчук А.В., Болотской Л.А., Ефановой Е.Н., Павловской В.С., Майер Ю.И., Мордовиной И.И..

 

Наталия Хохлова:

 

Как вы считаете, родители (в основной массе) осознают необходимость такой работы, степень своей ответственности в процессе воспитания детей? Чем можно их привлечь к участию в лекциях?

 

— Родителями могут стать все, но не все могут быть родителями. В «Родительской школе» мы прилагаем все усилия к тому, чтобы родителем «быть». Обозначим несколько проблемных направлений в воспитании, обуславливающих необходимость такого рода просветительской работы:

— родители приписывают ребенку свои мотивы (чувства, желания), не зная мотивов ребенка, а соответственно, реагируют на собственные представления о его желаниях. Осознание значимости собственной роли в воспитании одна из задач нашей школы;

— зачастую родители не хотят, чтобы ребенок был таким же, как они, а как сформировать у ребенка иные качества им неизвестно, в результате — дистанцирование в отношениях: «Делай как знаешь». Важно осознать принципы выстраивания взаимодействия со своими детьми и при этом не пытаться реализовываться через ребенка;

— в поисках ответов на возникающие вопросы мамы обращаются в социальные сети (форумы, сайты), где родители делятся своим опытом, приводят удачные воспитательные приемы, исходя из личных представлений. Следует понимать, что житейские представления ситуативны и конкретны, а научные знания обобщенные. От частного к частному — развитие не происходит, путь развития возможен только от общего к частному. Для того, чтобы родителю осознанно принимать решения, важно получить знания, а не ситуативные советы;

— несмотря на существенные изменения в современном законодательстве об образовании, в рамках которого возрастает ответственность родителей в воспитании и образовании собственных детей, у большей части родителей остается тенденция перекладывания ответственности за развитие и воспитание собственных детей на других людей (родственники, няни) и учреждения (социальные, образовательные).

Среди родителей, например, актуальны фразы: «Вы должны …», «Я опоздала за ребенком, ну вы то должны были дождаться меня…» (обращение мамы к воспитателю в 19.30) и т.д. Многие представители взрослого поколения при встрече с современными мамами испытывают противоречивые чувства, с одной стороны уважение и забота о женщине с ребенком, а с другой — ощущение того, что тебя используют. Некоторые мамы манипулируют в своих целях людьми с высоким уровнем ответственности и воспитанности. Приведем пример: мамы с детьми приобретают железнодорожные билеты на верхнюю полку, которые стоят дешевле, а во время проезда создают конфликтные ситуации, настаивая на том, чтобы им уступили место на нижней полке. По комментариям родителей, особенно демонстративный характер приобретает противостояние с мужчинами.       Защита (вплоть до агрессии) собственных детей и их интересов ставится во главу угла, при этом игнорируются интересы других родителей и детей. Мать, отстаивая интересы своего ребенка, который захотел покататься на специализированной площадке на скейт-доске, а все остальные ему мешали — применила силу в отношении другого ребенка.

Как видим, сегодня наблюдается поляризация в родительской позиции от предоставления полной самостоятельности и исключения собственной роли в воспитательном процессе, до необоснованной агрессии и жестокости по отношению к другим «ради своего ребенка». В этих условиях и формируется современный ребенок.

На занятиях мы говорим о совместной деятельности, о децентрации взрослого по отношению к собственному ребенку, другим детям и взрослым, в этом взаимоотношении и происходит формирование мировоззрения ребенка.

Для нас важно, чтобы родитель не формально принимал участие в воспитании (например, под давлением образовательных организаций), а чтобы его действия были обусловлены осознанным мотивом.

В планах школы — разворачивание полноценного сопровождения родительства. Ведь родители — это не только мама и папа детей дошкольника, школьника, подростка, но и студента, и зрелого человека. Отношения между родителями в своей семье, между родителями нескольких поколений влияют на становление мировоззрение младших в роду. Поэтому рассмотрение родительства в онтогенезе для нас на сегодняшний день — перспективная задача.

Напишите комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *