СКАЗКИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ
Середина февраля во Дворце искусств «Нефтяник» ознаменовалась гастролями Московского областного государственного театра юного зрителя (художественный руководитель – заслуженная артистка РФ Нонна Гришаева). Вниманию юных и взрослых сургутян были представлены два добрых и красочных музыкальных спектакля – «Сказки Пушкина» и «Мороз&Ко». Оба показа прошли с аншлагом, и можно от всей души порадоваться за сургутян: столь активный интерес к искусству сцены оказался сполна вознаграждён множеством ярких эмоций, улыбками, юмором и упоением от актёрской игры.
О детском репертуаре, старых и новых сказках и самых главных участниках чудесного театрального действа – ребятах, – корреспондент «ПРОарта» поговорил с актёрами Евгением ЧЕКИНЫМ (Кот учёный в «Сказках Пушкина», Илья в «Мороз&Ко») и Дмитрием САВИНЫМ (Балда в «Сказках Пушкина», Мороз в «Мороз&Ко»).
– Поколение гаджетов, клиповое мышление… С современными детьми сложнее взаимодействовать?
Евгений Чекин. Мне кажется, дети всегда остаются детьми. Когда они приходят в театр и смотрят наши спектакли, то забывают про гаджеты.
Дмитрий Савин. Да, в этом отличие наших спектаклей. Они создаются не клиповым, а классическим методом, на основе долгого внимания. Сама история помогает детям концентрироваться на сюжете, действии. Ребёнок воспринимает целостную историю, где есть завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Тем самым мы боремся с клиповым мышлением.
– «Мороз&Ко» – старая сказка на новый лад, а это весьма рискованный ход. Словосочетание «современная сказка» может вызвать у определённого процента зрителей негативные ассоциации: искажения авторского текста, неоправданные эксперименты и т.д. Но в то же время все понимают, что постановки старого образца плоховато воспринимаются нынешним поколением детей. Где, по вашему мнению, та самая золотая середина между классическим детским театром и экспериментом?
Д.С. Я тоже думал об этом, потому что играю роль Морозко. Этот персонаж священен для многих выросших ребят, которые приводят в театр уже собственных детей (улыбается). Возможно, если они не освободят сознание, то у них возникнет несогласие с нашей трактовкой этого образа. Это тот случай, когда нужно вновь вернуться в детство и смотреть сказку как в первый раз. Наша история немного другая, поэтому называется не «Морозко», а «Мороз и компания». Я играю не привычного традиционного дедушку Морозко, а Мороза – могущественного волшебника, хозяина леса, который отвечает за справедливость в этом мире. Хранить гармонию и порядок в лесу – его работа, а Кот Баюн и Баба Яга – его команда, его сотрудники. Если зритель придёт с открытым сознанием, то увидит в старой истории нечто новое.
Е.Ч. На мой взгляд, наше прочтение сказки вполне классическое, просто мы добавили в неё некоторые отсылки к современной действительности. Спектакль не может быть совершенно оторван от своего времени.
– Всё чаще складывается впечатление, что у нас главный конкурент театра уже даже не кино, а торгово-развлекательный центр с фудкортом. А в столице ситуация иная?
Д.С. Думаю, дело в репертуаре театра, интересен он или нет. Если людям интереснее проводить время на фудкорте, то это вопрос к театру. Другое дело, что не всегда следует тянуться за какими-то сиюминутными тенденциями и веяниями, ставить спектакли, что называется, на потребу. Иногда зритель должен сам «подтягиваться» до тех смыслов, что транслируются со сцены. Здесь должен быть некий баланс интереса и пользы, и мне кажется, нашему театру удаётся его достигать. Наш театр обладает обширным репертуаром и привлекает внимание зрителей разного возраста. В этом отношении мы точно побеждаем фудкорт! (смеётся).
– На что, по вашему мнению, должен делать ставку театр юного зрителя: на классику или на современный репертуар?
Д.С. У нас в репертуаре много спектаклей по старым бессмертным сказкам вроде «Золушки». Но делается ли на них ставка? Наверное, и да, и нет. В любом случае, люди хотят видеть в программке какие-то базовые вещи: «О, «Дюймовочка»! Пойдём на «Дюймовочку». А есть другие спектакли, по совсем неизвестным произведениям, к которым родители и дети выказывают столь же искренний интерес. Ставка идёт в первую очередь на увлекательность и познавательность.
Е.Ч. В театральном репертуаре должны быть разные спектакли, как по классическим, так и по современным пьесам.
Д.С. А что «выстрелит», окажется наиболее востребованным и актуальным – показывает прокат спектакля. Если постановка неактуальна, то её приходится снимать с репертуара, какой бы талантливой она ни была.
– Каковы ваши впечатления от дворца искусств «Нефтяник» и общения с сургутскими зрителями?
Е.Ч. Потрясающий дворец, очень красивый и современный, с превосходным технологическим оснащением! Работают здесь очень приветливые и гостеприимные люди. Зрители приняли спектакли очень хорошо…
Д.С. …и реагируют даже в тех моментах, когда совсем не ожидаешь реакции! На «Сказках Пушкина» сургутские дети удивили осведомлённостью: по сюжету, к Коту учёному и Дубу попадает младенец, герои думают, как его назвать и предлагают вариант «Арина Родионовна». И весь зал так живо отреагировал! Оказалось, все знают, что это няня Пушкина. А ведь этот момент, как ни печально, уже забывается, уходит. В Москве не всегда так реагируют, а тут – раз! – и такой живой дружный ответ. И, конечно, ещё обрадовали аншлаги: в зале «Нефтяника» более тысячи мест, ты выходишь и чувствуешь себя будто на сцене в Кремле. Это здорово!
– Дети приходят в театр с родителями, поэтому перед создателями спектакля стоит задача удвоенной сложности: сделать так, чтобы было интересно и маленьким, и взрослым зрителям. С помощью каких средств удаётся достичь этой цели?
Д.С. Идеально, когда родитель тоже «встаёт на детскую платформу». У нас есть спектакль «Маленький принц» – история вроде бы не взрослая, но и не совсем детская, потому что повествует о вещах фундаментальных. Какого возраста зритель ни пришёл бы, – все смотрят настолько внимательно, так проникаются происходящим на сцене, что уходят потом со слезами на глазах. Исчезают рамки между восприятием взрослого и восприятием ребёнка. Но в то же время не стоит забывать о вещах, чётко адресованных определённой категории зрителей. Помню, давно, когда я служил в другом театре и работал над ролью Волка в «Красной Шапочке», мне режиссёр поставил задачу: «Запомни, Волк – это для мам». И я усвоил, что есть роли, которые предназначены для мам.
Вот в «Мороз&Ко» у нас в хорошем смысле усложнённая романтическая линия: мой персонаж Мороз в какой-то момент становится соперником Илюши, персонажа Евгения, в борьбе за сердце Дуняши. В жизни не всё так просто, как бывает в сказках. Ведь как в привычном нам варианте: есть герой и героиня, которые друг друга любят, и есть дедушка Морозко, который помогает им. А в нашей версии несколько по-другому. У нас статный и мужественный Мороз прямо предлагает героине остаться в его доме хозяйкой и борется с искушением её не отпустить. Да, запретить ей уйти ему под силу, ведь он – губернатор леса, наделённый властью невообразимого уровня.
Е.Ч. Думаю, что в нашем театре нет ни одного спектакля, подходящего под определение «только для детей». В каждом из них есть такие моменты, на которых смеются дети, и такие, что находят понимание и отклик только у взрослых.
– Как порекомендуете прививать детям театральную культуру?
Д.С. С детства!
Е.Ч. Самое главное – приводить их в театр и вместе смотреть разные спектакли.
Д.С. Как сказал кто-то из великих, для воспитания ребёнка необходимы три вещи: собственный пример, собственный пример и собственный пример. Если родитель сам не ходит в театр, не увлекается искусством, не читает книги, не слушает хорошую музыку, то как можно ожидать от подростка чего-то иного? Дети и подростки тянутся к тому, что интересно, поэтому первоочерёдная задача родителей – показать им, что театр – это увлекательно и познавательно. Нужно тоже иногда ходить в театр, погружаться в него. Это ведь сродни медитации: ты сидишь в темноте зрительного зала, тебя никто не отвлекает, и происходит погружение в историю, в особую реальность, на два часа ты полностью отключаешься от бытовых забот и тревог. Собственное внимание к искусству и есть самое необходимое для воспитания детей, и чем раньше начнёшь закладывать эти основы, тем лучше.
Анна СМИРНОВА
Фото ДАНИЭЛЛЫ БЕРШАНСКОЙ
Напишите комментарий