Советы офтальмолога с хорошим зрением
Владислав Новиков – офтальмолог с большим стажем, работает с детьми и со взрослыми. Когда-то он собирался стать летчиком, но не прошёл комиссию по зрению, и поступил в медицинский институт. Зрение себе, он, кстати, восстановил (снизил зрительную нагрузку, отсортировав все лишнее) и стал прекрасным специалистом, который лучше многих знает – как важно человеку хорошо видеть.
— Владислав Павлович, в последнее время у всех окулистов прибавилось работы?
— Ухудшение зрения, в частности, близорукость (миопия) сейчас наступает не только гораздо чаще, но и намного раньше. Если раньше мы диагностировали её у школьников 5-6 класса, то сейчас уже видим ее у детей в пяти-шестилетнем возрасте, еще до школы (я бы назвал ее дошкольной близорукостью).
Почему это происходит? Человеческий глаз природой рассчитан на работу вдаль, это расстояние примерно 4-5 метров, при котором цилиарная мышца глаза, отвечающая за фокусировку (т.е. аккомодацию) расслаблена. Вблизи мышца сокращается и испытывает тем больше нагрузки, чем ближе рассматриваемый предмет ближе к глазу и чем больше времени это происходит. Раньше нагрузка у нас была – только книги, потом добавился телевизор, и то нечасто, его смотрели на расстоянии 3-4 метров, потом появился компьютер – с ним работают на расстоянии 60 сантиметров, а теперь у всех есть телефоны, в которые смотрят с расстояния 20-30 см, а дети зачастую намного ближе. То есть нагрузка на мышцу глаза возрастает многократно, мышца спазмируется, устанавливая фокусировку глаза на близкое расстояние, ее расслабления не происходит, формируется так называемая аккомодационная близорукость, которая частично обратима. В дальнейшем происходит удлинение оси глаза, это уже осевая близорукость, она уже необратима, так как укоротить глазное яблоко невозможно. Таким образом близорукость – это адаптация (приспособление) глаза к работе вблизи, это ответ глаза на повышенную зрительную нагрузку. Примерно как рост мышц в ответ на усиление физической нагрузки, и глупо при этом возмущаться: не хочешь, чтобы росли мышцы – уменьши нагрузку.
— Это касается и взрослых, и детей?
— Это касается и взрослых, но у взрослых чаще развивается близорукость в 1,5-2 диоптрии, как раз на ту величину, чтобы снизить нагрузку вблизи на 50-70%. У детей глаз еще формируется и растет до 18 лет, поэтому процесс, начавшись, как и у взрослых, в дальнейшем усиливается: каждые полгода зрение близорукого ребёнка может падать на 0,5 и более диоптрий, таким образом «проскакивая» планируемые 1,5-2 диоптрии. И чем в более раннем возрасте начинается близорукость, тем больше будет ее степень к 18-ти годам. Несложно посчитать, если зрение начнет снижаться у ребенка в 15 лет, то за три года по 0,5 диоптрий в год к 18-ти годам у него будет близорукость в 1,5 диоптрии, а если в 5 лет?!… И чем больше близорукость, тем больше может развиться дистрофических изменений сетчатки, особенно с возрастом. Поэтому надо задуматься родителям, а что будет с глазами этого ребёнка, когда ему исполнится 50-70 лет, то есть когда начнется прогрессирование этих изменений в глазу? Насколько плохим тогда станет его зрение?
Пока еще рано делать выводы, но уже сейчас после дистанционной учебы во время карантина, я наблюдаю заметное ухудшение зрения пациентов-школьников, которые полгода просидели за компьютером и в телефоне.
— Так что делать родителям, которые хотят сохранить зрение ребёнку?
— Все знают, что колющие и режущие предметы маленькому ребёнку давать нельзя – это опасно, с определенного возраста можно, но под контролем взрослых (т.е. родители обучают ребенка технике безопасности). А телефон можно. Причем часто в очень раннем возрасте, бесконтрольно, когда ребёнок лежит в кроватке, сидит за столом и ест кашу, родители используют телефон как надежное средство занять малыша. А потом через пару лет они спохватываются – что-то мой ребенок начал щурить глаза?
Родители должны минимизировать нагрузку на глаза ребёнка, особенно, если у того уже есть предрасположенность к близорукости (если один или оба родителя близорукие).
Во время учебы лучше, чтобы ребёнок работал с планшетом, если есть возможность – вывести учебные задания на экран телевизора на расстояние 3-5 метров (как доска в школе).
Кстати, хочу обратиться к учителям. Не надо просить у ребёнка принести справку о том, что у него плохое зрение, для того, чтобы посадить его ближе к доске. Достаточно спросить школьника – с какого места ему хорошо видно. И еще одно заблуждение у учителей и родителей: если ребенок в очках, то он должен сидеть на первой парте! Как раз наоборот, если ребёнок уже в очках и его зрение достаточно скорректировано, ему лучше сидеть подальше от доски, чтобы при взгляде на доску глаза могли полностью расслабиться.
И конечно, общие рекомендации, о которых все знают: гимнастика для глаз, занятия спортом, прогулки, хороший сон, правильное питание, тоже очень важны для сохранения хорошего зрения.
Людмила Андриенко
Напишите комментарий