ТРУДности воспитания

У каждого родителя бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. Но ведь именно наши ошибки в воспитании провоцируют нежелательное поведение детей.

Существует ряд неверных родительских установок, которые приводят к трудностям воспитания.

 

1 «Детей следует баловать и ограждать от трудностей».

Эта установка свойственна мамам, которые чрезмерно опекают ребенка. Иногда проще что-то сделать вместо ребенка, ведь «он еще такой маленький и ему это не по силам». Но для детей важны собственные победы в преодолении трудностей – это укрепляет их самооценку и позволяет радоваться своим успехам. Те же, за кого все делают взрослые, не переживают гордости за свои достижения, поэтому у них формируется чувство беспомощности.

Зачастую у родителей существует представление, что малыш должен испытывать как можно меньше ограничений в удовлетворении своих потребностей. Так приятно смотреть на счастливую мордашку крохи, когда он получает все, на что указал его пальчик.

Но в старшем возрасте таким детям приходится очень нелегко, ведь они привыкают к тому, что каждое их желание исполняется и они ждут этого от окружающих. Тут их поджидает разочарование…

Верьте в ребенка и позволяйте ему делать то, что ему по силам. А по мере взросления расширяйте спектр его умений. Не бойтесь сказать своему крохе в определенных ситуациях слово «нельзя», разумный запрет научит его воспринимать подобные ситуации адекватно, без истерик, а в будущем искать компромиссное решение проблемы.

 

2 «Ребенок должен быть послушным».

Немало родителей требуют от своих детей беспрекословного подчинения, а за иное поведение наказывают. Это может повлечь формирование виктимности, как психологической личностной черты, для которой свойственна заниженная самооценка, неспособность, или нежелание отстаивать собственную позицию и брать на себя ответственность за принятие решения. У таких детей наблюдается готовность принимать позицию другого, как единственно верную, неадекватная, а иногда патологическая тяга к подчинению, неоправданное чувство вины. Нередко, если родителю удается подчинить ребенка полностью своей власти, ребенок может слушаться, но только пока родитель рядом с ним. В остальных случаях, желая проявить свое Я, он будет игнорировать все правила и самоутверждаться, выбирая для этого весьма неадекватные способы, как бы делая все назло взрослому.

Конечно, родители желают добра своим детям, и знают, что должен делать их ребенок, а что ему делать запрещено. Но и ребенок вправе понимать, зачем ему это делать и почему другие действия запрещены. А значит, говорить с ним нужно не в приказном тоне, а объясняя мотивацию поступков, которых от него ждут.

 

3 «Вырастет – и начнет все понимать»

Вера в естественное созревание свойственна слишком занятым родителям. У них на воспитание детей не остается ни сил, ни времени. В постоянной гонке за обеспечением семейного достатка, родителям проще не замечать «мелких шалостей» своего ребенка, нежели напрягаться, делать ему замечания или что-то объяснять. Никогда нельзя давать малышу понять, что вы не замечаете, чем он занят, что вам безразличны его дела, он тут же начнет проверять это «безразличие» на прочность, терпеливо выжидая ответных действий.

Еще одна крайность такого воспитания в том, что родитель долго «терпит», а потом неожиданно для ребенка «взрывается». Как правило, этот «взрыв» включает у ребенка психологическую защиту: истерики, обман, манипуляции.

Выделяйте хотя бы час, чтобы обсудить с ребенком его достижения, поиграть или почитать сказку перед сном. Дети, которым не уделяют должного внимания, чаще болеют, привлекают к себе внимание и время взрослых, чтобы компенсировать создавшийся дефицит.

 

4 «Мой ребенок должен стать самым успешным»

Многие родители стремятся с самого раннего возраста водить ребенка на занятия во всевозможные кружки и секции, не всегда обращая внимание на соответствие занятий возрасту и индивидуальным особенностям ребенка.

Избыточно стимулируя интеллектуальное развитие ребенка в ранний период развития, мы ущемляем развитие его эмоционально-волевой сферы. И в старшем возрасте перегруз кружками и секциями приводит к эмоциональному перенапряжению.

Нередко родители стремятся дать детям то, чего когда-то не получили сами. Но дети не обязаны становиться балеринами, музыкантами, фигуристами и хоккеистами, только потому, что об этом мечтали их родители. Пока ребенок мал, он будет слушаться родителей, но вот повзрослев, он обязательно проявит протест. Когда ребенок занят чем-то кроме учебы – это прекрасно, вот только он должен делать это с воодушевлением, реализовывая при этом свое личное творческое начало, а не родительское.

 

5 «Излишняя любовь и ласка портит детей»

Для детей нежности и любовь родителей являются первостепенной психологической потребностью. Родители с такой установкой, как правило, эмоционально холодные, не в меру строгие, отстраненные. Дети слышат от их в свой адрес язвительные замечания, унижающие их достоинство, в них копится обида и гнев. А это, в свою очередь, рождает чувство вины – ведь ребенок знает, что дети должны любить родителей, а не ненавидеть. Нередко подобный клубок переживаний приводит к психосоматическим заболеваниям: астме, гастриту, нервной анорексии.

Сочетание мягкой, безусловной любви и требовательности создаёт лучшие условия для развития личности ребенка. Главное слово в формуле безусловной родительской любви – слово “всегда”. Любить безусловно – это значит любить ребенка всегда, при любых условиях, а не только когда хочется.

Светлана Дзетовецкая, кандидат психологических наук

 

Напишите комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *