Учитель: жизнь как в кино
Мне захотелось вспомнить фильмы о педагогах далекой советской поры, той самой, когда многие из нас только учились «вычитать и умножать», «по слогам читать слова», «находить Восток и Юг» и т.д. Хочется возродить светлый образ истинного наставника, настоящего подвижника, подлинного друга своим воспитанникам.
Начать хочется с фильма «Первоклассница» (снят в 1948 году режиссёром Ильёй Фрэзом по одноименной повести Евгения Шварца). Учительница Анна Ивановна там монументальная, образец для подражания, чье мнение бесспорно, а авторитет беспрекословен. Ближе к концу картины педагог «оттаивает», в его характере появляются человеческие черты. И становится ясно, это хороший и добрый учитель.
Очень близок Анне Ивановне образ Татьяны Сергеевны, педагога из «Весны на Заречной улице» (режиссеры Феликс Миронер и Марлен Хуциев, 1956 год). Строгая, но справедливая, неприступная и уверенная в своей правоте. Она не только учит, но и многому учится сама у своих взрослых учеников. И эта особенность педагога достойна уважения.
Времена меняются, начинается «оттепель». И как тут не вспомнить фильм «Доживем до понедельника» (1968, реж. Станислав Ростоцкий). Прекрасные педагоги — учительница английского Наташа Горелова (Ирина Печерникова) и историк Илья Семёнович (Вячеслав Тихонов). Это люди, которых есть за что уважать, у них многому можно научиться. Стремление к справедливости, желание сделать мир лучше, способность отдавать себя ученикам без остатка, не считаясь с личными интересами, не жалея времени и сил – вот что объединяет педагогов.
В фильме «Большая перемена» (режиссер Алексей Коренев, 1972 год) немало замечательных наставников, но особенно запомнились мне преподаватель истории Нестор Петрович (Михаил Кононов) и учительница русского языка и литературы Светлана Афанасьевна (Наталия Богунова).
Кинокартина «Ключ без права передачи» (режиссер Динара Асанова, 1976 год) о молодой классной руководительнице-бунтарке Марине Максимовне и ее непростых взаимоотношениях с классом, директором школы, коллегами и родителями учеников. Елена Проклова сыграла прекрасно, представив пусть и неоднозначный, но живой и запоминающийся образ педагога.
Не могу не сказать об одном из любимейших своих фильмов – о «Расписании на послезавтра» (режиссер — Игорь Добролюбов, 1978 год). Уверен, что картину о противостоянии «физиков» и «лириков» с О. Далем и М. Тереховой смотрели немногие. Фильм не так популярен, как предыдущие «хиты». Однако мне импонирует характер главной героини, ее способность ненавязчиво овладевать душами и сердцами своих подопечных, прививать им любовь к русской литературе.
К светлой доперестроечной поре относится и фильм «4:0 в пользу Танечки» (режиссер — Радомир Василевский, 1982 год). Перед нами разворачивается игра-противостояние между Татьяной Ивановной и ее пятым «Б» («пятым буйным», как его называют учителя). Главный педагогический принцип учителя: «От ласки и доброты, как от солнца, всё расцветает». Как следует из названия, благодаря этому принципу, «Танечка» одержала победу со счётом 4:0.
Как видим, нам есть на кого равняться, есть что воскресить в памяти из славного прошлого. Жаль, что многое из того светлого, доброго и радостного, что было в советской школе, утеряно ныне безвозвратно.
Конечно, были и другие фильмы на школьную тематику: драмы «Шут», «Чужие письма», «Завтра была война», «А если это любовь?», «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Вам и не снилось». А еще были «Чучело», «Дорогая Елена Сергеевна», «Географ глобус пропил», «Училка» и как апофеоз – сериал «Физрук». Но это уже совсем другая история, совсем другие персонажи и совсем другая школа. Об этих фильмах мне говорить в праздничные дни не хочется.
Помните, в бессмертной трагедии А.С. Пушкина Сальери советовал Моцарту:
Как мысли черные к тебе придут,
Откупори шампанского бутылку
Иль перечти «Женитьбу Фигаро».
А я бы еще посоветовал в такой ситуации посмотреть фильм «Чудак из 5 «Б». Ничего в нем, кажется, нет особенного. Но после просмотра на душе становится светло, хочется идти в школу, к детям и «сеять разумное, доброе, вечное» …
Виктор Гаврилов, кандидат педагогических наук
Напишите комментарий