Уроки

9 Мая – главный праздник нашей страны. Поэтому поводом для разговора я выбрал фильм «Уроки фарси» (2020 г., Россия, Германия, Беларусь).

Сюжет фильма прост. 1942 год, оккупированная Европа. Оказавшись в концлагере, еврей Жиль Кремье выдает себя за перса. Концлагерный повар Клаус Кох мечтает выучить фарси, уехать в Иран и открыть там ресторан. Жиль учит Коха языку, которым сам не владеет.

Конечно, мне как филологу было интересно наблюдать процесс зарождения и функционирования искусственного языка. Многие даже видят в этом символ: придуманный язык объединяет разных по взглядам, социальному положению, национальности людей, примиряет их. Эти люди начинают друг друга понимать и уважать. Одним словом, просто идиллия, идеи европейской толерантности в действии (фильм, конечно, заточен на Европу)! Однако авторов подвел материал (дело происходит, напомню, в концлагере). Думающий человек сразу видит фальшь режиссерского посыла. Но обо всем по порядку.

Напряжение картины создается за счет того, что жизнь арестанта все время висит на волоске, Кох то и дело пытается уличить своего репетитора во лжи, но всякий раз лжеперсу удается выкрутиться. Зрители с нетерпением ждут сцены, когда Кох начнет разговор с настоящим персом (вот будет умора!), и конечно, режиссер нам эту сцену предлагает в финале. Многие рецензенты пишут, что это комедия (так, дескать, творческая группа ломает стереотипы). Но, честно говоря, я не понял, где нужно смеяться. Война, голод, смерть, унижение человеческого достоинства… Разве это смешно?

В названии (поскольку снимал человек, знакомый с русской литературой) явная перекличка с «Уроками французского» Валентина Распутина. Но если в распутинском произведении это были уроки доброты, то здесь мы наблюдаем уроки толерантности, точнее, пародию на них. Авторы собрали все штампы, какие уже сложились в фильмах о холокосте. Эти фильмы можно уже отнести (так как их много) к отдельному жанру – с общей фабулой, повторяющимися сюжетными линиями, характерами героев, тупыми и жестокими палачами-фашистами. Назовем некоторые из них: «Список Шиндлера», «Чтец», «Мальчик в полосатой пижаме», «Жена смотрителя зоопарка», «Пианист», «Сын Саула», «Свидетели» и т.д.

Честно говоря, хочется уже попросить киноиндустрию Запада и людей, спонсирующих эти фильмы, остановиться. Мы все помним, что такое холокост. Не нужно нам ежегодно об этом напоминать новой драмой. А еще хочется напомнить лоббистам подобных картин, что Гитлер отдал приказ уничтожить полностью не только евреев, но также цыган и славян. Однако ни цыгане, ни славяне фильмов о холокосте в таком невероятном количестве не снимают.

Кто-то меня упрекнет: «Это святое! Я не имею права… И т.д.». Только дело как раз в том, что как потомок своих предков, чтущий их священную память, я имею право так говорить. Вот статистика. В концлагерях нацистской Германии было замучено, по самым скромным подсчетам, 10 с половиной миллионов славян. Жертвами этого геноцида были и женщины, и дети, и старики. Учитывая, сколько всего людей погибло во Второй мировой войне (55-60 миллионов) получается, что потери славян страшнее всех.

Но мы не кричим на всех углах о славянском холокосте. Более того, в Европе уже забыли, что именно Советская армия (а не США и Британия) освободила их от нацистской оккупации. Почему бы Вадиму Перельману не снять фильм об этом? Почему бы не объяснить зрителям (в том числе и нашим, юным, которые с восторгом верят всему, что показывает США и Европа), отчего это вдруг начальник концлагеря и его помощники ближе к финалу картины в спешке уничтожают списки узников? Возможно, потому, что уже неподалеку слышны залпы наших «Катюш»! Посмотрите черно-белую хронику тех лет. Именно советские солдаты выводят людей (не только евреев) из лагерей смерти.

Следя за коллизиями фильма, я постоянно задавал себе вопрос: «А как бы повел себя советский человек в подобной ситуации?» Помог найти ответ отечественный кинематограф. Из наших фильмов на эту тему мне вспомнились два: «Судьба человека» (по рассказу Михаила Шолохова) и сравнительно недавний «Собибор» (герой Константина Хабенского, советский офицер, еврей по национальности). Так вот, в обоих случаях советские люди не притворялись, не юлили, не прятались, а готовы были драться за свою свободу и свободу тех, кто был рядом с ними, или умереть с честью. Потому что мы – нация победителей, потому что у нас такой характер.

В «Уроках фарси» Жиль Кремье делает все, чтобы сохранить себе жизнь. Это тем более низко и жалко, если вспомнить, что он два года наблюдает за трагическими судьбами своих собратьев. Крайне нелогичным, надуманным является его попытка умереть за другого (герой, по его собственным словам, устал бояться). Нелогичен поступок потому, что немого итальянца все равно расстреляют. И, конечно, слабым оправданием для героя служит то, что он запомнил две с лишним тысячи имен тех, кто прошел через этот концлагерь. А ведь ради этой сцены и снимался весь фильм.

И еще одно. На мой взгляд, большая ошибка режиссера – оправдание Клауса Коха, нацистского преступника. В рецензиях я читал о том, что многие испытывали симпатию к этому фашисту. Но Вадим Перельман совершает ошибку, о которой предупреждал, например, Варлам Шаламов (его я глубоко уважаю как человека и писателя). Речь идет о романтизации зла.

Нельзя во тьме искать проблески света и этим оправдывать тьму. Фашизм – весь, без исключения – абсолютное зло, которому не может быть оправдания. И в 1941 году вовсе не два тирана (Гитлер и Сталин) начали выяснять отношения друг с другом, как это преподносит нам либеральная общественность. Нет! Наша страна встала на пути инфернального зла, чтобы мир не погрузился во тьму. Вот об этом следует помнить. А все остальное – от лукавого.

 

Виктор Гаврилов

Напишите комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *