Владислав Засыпкин: «Средний балл ЕГЭ у наших абитуриентов вырос с 58 до 62»

Мы рады познакомиться и познакомить вас с новым ректором Сургутского педагогического университета Владиславом Засыпкиным, который не так давно сменил на этом пост у Надежду Коноплину. Он рассказал нашему журналу о новых направлениях работы вуза, о вступительных экзаменах, о выборе профессии для нынешних школьников.

Справка

Владислав Засыпкин — доктор социологических наук, доцент, стаж работы 23 года. Окончил факультет романо-германской филологии Тюменского государственного университета. Преподаёт социологию образования, современные социологические теории, социальные структуры и стратификацию.  Возглавляет Лабораторию региональных исследований. Недавно стал ректором Сургутского государственного педагогического университета.

— Владислав Павлович, какие задачи, по-Вашему мнению, стоят перед высшими учебными заведениями сегодня?

— На современном этапе высшие учебные заведения, в том числе Сургутский педагогический университет, помимо основной задачи – подготовки бакалавров, магистров, аспирантов по различным профильным направлениям – решают множество других сопутствующих, но не менее актуальных задач. Среди важнейших – это обеспечение конкурентоспособности наших выпускников не только за счет формирования у них специальных и общепрофессиональных компетенций, но и содействие уже в период обучения приобретению ими опыта эффективного социального взаимодействия и развитию навыков общественно полезных действий. Мы считаем это важным, так как потенциальный работодатель должен увидеть в наших выпускниках при принятии решений об их приеме на работу не только и не просто молодых специалистов, но и социально активных неравнодушных личностей.

 

В числе нововведений – это участие университета в национальных проектах «Образование», «Наука»; в наших планах в образовательном пространстве города и района – организация деятельности профильных педагогических классов на базе общеобразовательных школ; в образовательном процессе вуза – переход на модульный принцип обучения, дальнейшее развитие бакалавриата с двумя профилями, во внеучебной деятельности вуза – вовлечение наших обучающихся в некоммерческую общественно полезную деятельность, в том числе и через создание на базе педагогического университета НКО. Несомненно, имеются и другие задумки, и другие уже принятые решения, что найдет свое отражение в Стратегии развития Сургутского педагогического на ближайшие пять лет.

— Расскажите, пожалуйста, о предварительных итогах набора студентов в вверенный Вам вуз. Какие специальности оказались наиболее востребованными?

— Университет на сегодняшний день уже завершил прием абитуриентов на бюджетную форму обучения бакалавров. Мы справились с поставленными перед нами задачами и реализовали все цифры плана набора. Сейчас продолжается прием в магистратуру и аспирантуру, а также внебюджетный набор студентов. Предварительно анализируя итоги приемной кампании, которая ещё продолжается, отмечу, что наиболее востребованными среди абитуриентов были и остаются педагогические направления подготовки, особенно бакалавриат с двумя профилями: «История и обществознание», «Дошкольное образование и дополнительное образование», «Математика и начальное образование», «Иностранные языки», «Русский язык и литература». Среди традиционно очень востребованных направлений оказываются: «Специальное (дефектологическое) образование», «Физическая культура и спорт», «Адаптивная физическая культура». Если говорить о непедагогических направлениях, то это «Документоведение», «Гостиничное дело». Важно отметить другой положительный момент – это рост среднего балла ЕГЭ у пришедших к нам абитуриентов, в этом году он вырос до 62 баллов по сравнению с 58 баллами в прошлом.

— Когда-то Вы проводили социологическое исследование на тему «Ценностные и профессиональные ориентации школьников Сургутского района», каковы были его результаты? Насколько они изменились?

— Тема ценностных и профессиональных ориентаций школьников – вечная тема в социологии. Масштабное исследование, о котором Вы спрашиваете, проводилось нами ещё в 2005 году. С тех пор нами проведены и другие масштабные, и менее масштабные исследования не только в Сургуте и районе, но и в округе в целом, которые касались проблем обучения не только местных школьников, но и проблем обучения детей мигрантов, их профессиональных ориентаций. Мы изучали интересов школьников к дополнительному образованию в период с 2011 по 2015 годы. Это были не панельные, а самостоятельные исследования, поэтому строгие корреляции между результатами провести сложно, хотя и просматриваются четкие стабильные тенденции.

Это и преимущественная ориентация школьников на высшее образование, которая стабильно сохраняется в пределах 70-80%.

Это и значительное влияние родителей на выбор их детьми будущего направления подготовки.

Это и слабая профессиональная ориентация абитуриентов, которые подают документы на различные направления, например, «Учитель математики» и «Управление персоналом».

Это и отсутствие жесткой связи между выбором дополнительного образования в школьный период и будущим профилем обучения в ссузе или вузе.

Сейчас мы реализуем проект, посвященный такому явлению как репетиторство, ещё рано говорить о результатах, хотя также просматриваются очевидные моменты подготовки к ЕГЭ для разных профилей по принципу «на всякий случай», что свидетельствует о все ещё слабой профориентации школьников. А вот ещё одно подтверждение этим иллюстрациям: в этом году в период приемной кампании у нас только 10% случаев, когда абитуриенты приходили и подавали оригиналы документов только на одно направление подготовки.

— Согласно «Атласу профессий» многие профессии могут через 5-10 лет вообще исчезнуть. Как Вы считаете, на что ориентироваться современным школьникам при выборе профессии?

— Профессия и получаемое образование, высшее или даже среднее профессиональное, — это понятия разного уровня. Чаще всего жизнь и рынок труда диктуют особые требования. Отвечая на Ваш вопрос, я бы сказал так, в контексте профессиональной ориентации школьников необходимо четко проводить между ними грань и объяснять различие. Несомненно, есть та часть молодежи, которая ориентирована исключительно на профессию, тогда и работа с ними должна быть построена в профессионально ориентированном ключе. Вместе с тем, если ситуация иная и молодой человек или девушка не сделали однозначный выбор, то я бы порекомендовал следующее. Если мы говорим о гуманитарных профилях, то считаю, что необходимо ориентироваться на базовые, я бы сказал классические в широком смысле специальности: филология (языкознание и литературоведение в разных аспектах), история, психология, социология, физическая культура и спорт, педагогика и пр. Это даст возможность получить серьезную начальную общепрофессиональную и специальную подготовку, которую можно оттачивать в дальнейшем на других уровнях образования и направлениях подготовки, а, значит, и готовить себя к определенной будущей профессии.

А вопрос о том, исчезнет та или иная профессия или нет, это вопрос прогностики – я бы не стал этому доверять особенно в рамках пятилетней перспективы. Что же касается «Атласа профессий», то там речь скорее идет о должностях в различных сферах профессиональной деятельности, а не о профессиях и, тем более, не об образовании. И последнее, для школьника важно и ещё осуществить правильный выбор вуза, где у него сформируется ценностное отношение к профессиональной деятельности, где он научится учиться и развивать в дальнейшем приобретенные компетенции. То есть он будет способен развиваться профессионально на протяжении всей жизни.

Напишите комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *