«Вот падаю я с горки…»

Как в сургутском Травмцентре детей учат не калечиться.

«Ногу я сломал так…..» Рассказчик лежит на больничной койке, сверстники  слушают его с неподдельным интересом.  Еще бы: история из первых уст,  атмосфера больницы с ее запахами и тишиной – всё это превращает «профилактику детского травматизма» в яркое событие, чем-то напоминающее страшилки у костра в пионерском лагере. Всем интересно, и услышанное не пролетает мимо ушей, а реально работает на результат.

Конкурсы рисунков, театрализованные представления, литературные гостиные – всё это доходчивее, чем традиционные лекции. Светлана Алиева, заместитель главного врача Сургутской клинической травматологической больницы более  25 (!) лет работает в этом медучреждении, и всё время креативит, придумывает, режиссирует нескучные мероприятия, призванные предотвратить несчастные случаи, в которых травмируются и погибают  дети.

Светлана Планетовна разработала программу «Уроки безопасности», которая реализуется уже 10 лет.  В ней несколько направлений: познавательное, обучающее, развлекательное и даже профориентационное. Программа охватывает как пациентов больницы (в  сургутском Травмцентре ежегодно проходят лечение более 2000 ребят со всей Югры и других регионов), так и гостей учреждения. Любая школа может обратиться в Травмцентр с заявкой об участии в профилактическом или профориентационном мероприятии.

Светлана Алиева  — участник конкурса  «Лучший заместитель главного врача России», где она и представляет проект «Уроки безопасности». Мы задали Светлана Планетовне несколько вопросов.

— Дети какого возраста самые восприимчивые?

— Младшие подростки 11-14 лет. Они прекрасные слушатели. Конечно, в группе из 30 человек всегда есть один-два с демонстративным поведением, но мы же понимаем особенности психологии возраста. И даже те, кто заявляет, что им неинтересно, все равно невольно вовлекаются в мероприятие и получают важные сведения, которые когда-нибудь могут уберечь их от беды.

Ребят постарше мы заинтересовываем высокотехнологичной медицинской помощью, роботизированной техникой. Для младших представляет больший интерес беседа со сверстниками, попавшими к нам на лечение. «Вот я качался на качелях,  отвернулся и…» — такой рассказ никого не оставляет равнодушным. Показываем детям, как гипсуют ребят, мы ни в коем случае их не пугаем, но стараемся донести информацию о том, как обезопасить себя, где нужно проявлять особую осторожность.

— А какой вид детского творчества лучше работает на ваши цели?

— С художественными школами  интересно работать.  Дети очень организованные, углубленные в себя, внимательно слушают и проявляют мало эмоций, зато потом  на бумаге они создают настоящие шедевры. Рисунки хороши еще и тем, что «работают» дольше, охватывают большую аудиторию, ведь мы размещаем их в детской поликлинике, а там большой поток пациентов.

—  На профориентационных встречах вы видите старшеклассников, у которых «глаз горит» на медицину?

— Конечно. Но…если «глаз горит» у троих, станет врачом только один. Путь к медицине тернист.

— Главные причины детских травм?

— Основная причина детского травматизма у нас  бытовая, то, что случается дома, во дворе. Гораздо меньше травм происходит в  школе, саду, на спортмероприятих. Даже дорожный травматизм  не дает таких высоких показателей.

В Сургуте уровень  детского травматизма по статистике выше, чем в округе и даже по России, но надо понимать, что здесь важен вопрос учета и хорошей доступности врачебной помощи при травме. Если где-то в регионе человек с небольшой травмой не поедет в медучреждение, поскольку это далеко и хлопотно, то сургутянин имеет возможность в городе обратиться в Травмцентр и получить помощь или консультацию. Зато уровень дорожно-транспортного травматизма в Сургуте ниже,  чем по  стране.

— Всегда есть сорванцы, хулиганы, нарушители, которых ничем не проймешь – всё равно куда-то влезут, свалятся и т.д.

— В медийном пространстве, обращаясь к родителям,  я всегда говорю о том, что вина за детские травмы всегда лежит на нас, взрослых. Если это малыши, наша задача – защищать, опекать, направлять,  если дети постарше – разъяснять,  контролировать, организовывать.

—  Бывает, что люди относятся к словосочетанию «профилактика травматизма» как к чему-то скучному, бесполезному…

— Да, это работа, которую не все воспринимают, как важную, считая, что стоять в операционной или вести прием – это значимо, нужно, а « с детишками болтать» — это что-то несущественное. Я сама врач, но мое внутреннее убеждение всегда было таково, что задача взрослых не только в том, чтобы помочь, когда всё уже случилось, а в первую очередь в том, чтобы предотвратить беду. У  нас даже Дед Мороз включает в представление так называемые элементы санитарно-просветительской работы. И это здорово, потому что с детьми нужно общаться на понятном им языке и уметь «заворачивать» полезную информацию в праздничную обертку.

Поддержим проект для детей «Уроки безопасности». Проголосовать можно по ссылке.

Светлана Сергеева

Фото предоставлены пресс-службой Сургутской клинической травматологической больницы

1 Комментарий

  • Ирина

    Спасибо за теплый и добрый материал! Чувствуется неравнодушие и искренность!

  • Напишите комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *